Кризис покончил с разводами Петербургских мостов

На модерации Отложенный

Один из самых романтичных атрибутов Санкт-Петербурга пал жертвой кризиса. Разведенные мосты, дающие художникам вдохновение, туристам - лучшие кадры, а влюбленным - повод, оказались не нужны... морякам. Судовладельцы не торопятся начинать навигацию. Им нечего возить, поэтому мосты останутся неподвижными. Кризис многое изменил. На улицах стало меньше пробок и рекламы. В Москве реже ломают памятники архитектуры. В магазинах не дают бесплатные пакеты, а среди дворников и строителей все больше "лиц славянской национальности". Надолго ли хватит этих примет кризиса?

А раньше ходили с ледоколами...

Разводкой мостов в Петербурге занимаются две организации. "Мостотрест" отвечает за их техническое состояние, а "Волго-Балт" - за судоходство под ними. Первые, как и положено, к 10 апреля отчитались о готовности к навигации. Вторые развели руками: увы, пока не надо. Открывать путь по Неве оказалось не для кого.

- По своему техническому состоянию мосты готовы к навигации, тестовые разводки проведены, график утвержден, - рассказал "Известиям" директор "Мостотреста" Юрий Петров. - Но когда мы об этом доложили, то представители "Волго-Балта" сообщили, что у них до сих пор нет ни одной заявки ни от одного грузового судна.

В воскресенье "Известиям" подтвердили в диспетчерской "Волго-Балта": по-прежнему - ни одной заявки.

Такого не было давно. Уже 13 лет, с февраля 1996-го, в Петербурге действуют правила, согласно которым "начало навигационного периода для разводки мостов на Неве и Малой Неве устанавливается 10 апреля". Но иногда мосты приходилось разводить даже раньше установленного срока, если было нужно судовладельцам. Даже лед толщиной 60-70 сантиметров не был помехой, рассказал "Известиям" бывший директор "Волго-Балта" Вадим Клюев, дорогу под мостами прокладывали ледоколы. А нынче что же?

По словам представителей "Волго-Балта", из-за кризиса судо- и грузопотоки упали так, что нынче мосты разводить, возможно, и вовсе не придется. Они, конечно, сгущают краски, ведь другого пути от Рыбинского водохранилища к Финскому заливу кроме как по Неве не существует. Но если учесть, что в прошлую навигацию под мостами прошло примерно 5 тысяч грузовых судов (пассажирские под разведенными не ходят), то становится ясно, что нынешняя задержка навигации - характерная примета кризиса, которая вполне может лишить привычного удовольствия туристов, прибывающих в Питер посмотреть на июньские белые ночи.

Куда-то спряталась мышка-"наружка"

Примет таких в российских городах можно найти немало. Наверное, самая заметная - зияющая пустота на сотнях тысяч рекламных щитов, обезобразивших в последние годы наши населенные пункты. Кстати, Петербурга это касается в меньшей степени, потому что волей губернатора Валентины Матвиенко бесчинство рекламы на улицах запретили. У других городов нет таких волевых руководителей, и стали они в последние годы как один похожи на Шанхай полувековой давности. Но сейчас из-за кризиса желающих размещать рекламу резко убавилось.

Щиты стоят пустые. В лучшем случае - с "социальной" рекламой. В худшем - с надписями типа "Вован, с днюхой тебя! Братаны".

Владельцы рекламных щитов готовы на все, лишь бы заманить клиента. Ведь объем доходов от наружной рекламы, по данным аналитиков из News Outdoor, упал в первом квартале в Москве почти наполовину, а в среднем по стране - почти на 40%. Цены снизились на четверть. И хотя всё это для владельцев щитов неприятно, было бы здорово, если бы экономические неурядицы вычистили наши улицы от части билбордов. Пусть кризис уйдет, а улицы без рекламы останутся...

В магазин - со своей авоськой

Есть и еще одна заметная всем примета новой экономической реальности. Во многих магазинах с недавних пор больше не предлагают бесплатные пакеты для упаковки.

- Теперь пакет у нас стоит пять рублей, зато он прочный и точно не порвется, - рассказывает кассирша в одной из торговых точек.

Упор на прочность делают и в супермаркете крупной торговой сети. Раньше там все пакеты были одинаковые и бесплатные - качества среднего, но размера стандартного. Теперь те, что побольше и покрепче, обходятся в три рубля, а совсем хлипкие и маленькие ничего не стоят. Жители окрестных домов уже приходят со своими авоськами.

По данным экспертов, в среднем оптовая стоимость пакета составляет всего 20 копеек. Если взять магазин, куда приходит тысяча покупателей в день, и каждый из них берет в среднем по два пакета, то получается, что расходы одной торговой точки составляют 6 тысяч рублей ежедневно и 180 тысяч рублей в месяц. Так что у магазинов есть повод сэкономить. А у нас с вами - найти старую авоську. И природе поможем, и сэкономим.

Женитесь, и станет легче

Причудливы проявления кризиса в нашей жизни. Еще недавно дворниками и строителями у нас работали в основном гастарбайтеры из ближнего зарубежья, а теперь все чаще льют бетон наши соотечественники. "Офисный планктон" осваивает рабочие специальности, выяснив вдруг, что страна не может жить, если в ней все юристы и экономисты. Люди, наконец, стали чаще жениться, потому что вместе кризис переживать легче.

А самое интересное, что то же самое творится по всему миру. В США на автосалонах выставляют малолитражки, хотя еще недавно экономные машины здесь считали уделом "низших" государств. В сытой Европе быстро исчезает целый клан бездельников, которые много лет жили на пособия. "Курортные" страны вроде Хорватии отменяют визы для россиян, хотя еще недавно кичились тем, что они в Евросоюзе и заставляли нас доказывать свою благонадежность.

Кризис все расставляет на свои места. Кому-то это приятно, кому-то не очень. И пример мостов в Петербурге показателен. Мосты не разводятся, суда не ходят - это плохо: для порта, для туристов и для тех, кто разводит. Но это хорошо для наших производителей, которых душил поток импортных товаров из питерского порта. Рубль упал, евро вырос, и возить стало невыгодно. Глядишь, скоро сами начнем больше отправлять товаров на экспорт, и мосты снова заработают?