Ценовые войны электронных книг: дойдет ли до России?

На модерации Отложенный

Amazon снижает цену на Kindle 2 – взят, на мой взгляд, психологически важный ценовой барьер «двести долларов». Это – далеко не самый дешевый букридер на основе e-ink, но один из лучших по балансу цены и функциональности... Но не для российского рынка, конечно. А что же творится у нас?

Я читаю новости компаний, продвигающих «электронные чернила» на российском рынке, и у меня возникает грустное впечатление, что то ли они не понимают местную специфику, то ли из каких-то своих маркетинговых соображений старательно делают вид, что не понимают. А ведь все достаточно просто: категорий потребителей, по большому счету, всего четыре.

1) «Технократы». Им нужен не просто какой-нибудь «ебук» (извините за неблагозвучное слово, но такой уж термин устоялся), а такой, который соответствует именно их требованиям. Чаще всего это большой экран высокого разрешения; многих интересует возможность читать техническую документацию, и «обычные» «800x600 и диагональ около 6» их решительно не устраивает.

2) «Типичные пользователи». Они уже поняли, что e-ink – это удобно и гораздо лучше для глаз, чем обычные LCD-экраны, и нашли себе подходящий продукт.

3) «Сомневающиеся». Это и те, кто сейчас читает в основном с экранов КПК и коммуникаторов, и те, кто предпочитает бумажные книги «чтобы не портить глаза». Они, теоретически, готовы купить букридер, но не готовы тратить на это ощутимую сумму. Им нужно, чтобы цена упала ниже какого-то психологически значимого уровня, чтобы совершить покупку.

4) Те, кто еще не знает, что электронные книги им нужны.

Какие из этого выводы, кроме того, что электронная книга, несомненно, станет таким же неизбежным спутником читающего человека, как бумажная книга сейчас? Обращаться с ней не сложнее, чем с мобильным телефоном или микроволновкой, так что технофобы статистически не значимы.

А вывод простой: последняя категория будет мигрировать в предпоследнюю постепенно, и повлиять на этот процесс выпуском какого-то суперэргономичного устройства вряд ли возможно. В «цивилизованном» мире один из решающих факторов – возможность онлайн-покупки контента (книг, газет, журналов) с «автоматической» доставкой на устройство.

У нас даже возможность автоматически получать книги бесплатно с flibusta.net была бы удобной, но вряд ли считалась незамедлительной «убийцей конкурентов». Первые две категории уже что-то себе купили; первых мало, а вторые и так довольны, и не гоняются за «апгрейдами». Таким образом, основный рынок – это «сомневающиеся». Народу нужны дешевые «читалки»!

Если же посмотреть новости, пресс-релизы и рекламные материалы от компаний, работающих на российском рынке, возникает впечатление, что то ли они ориентируются исключительно на «технократов», то ли не понимают значения слова «дешевый». Все стараются акцентировать внимание на супернавороченных моделях от $400, тогда как «психологических барьеров» по цене «для сомневающихся» осталось два.

Первый – это $200 (или, скажем, 5000 рублей – для тех, кто считает рублями), а второй еще только видится – это $100 или 3000 рублей. $100 сейчас «читалка» стоить не может объективно: большую часть цены составляет сам дисплей, и дешевеют они не очень-то быстро. Но $200 – давно пройденный этап во всем мире, кроме России. Самые низкие цены сейчас – чуть меньше 7000 рублей за довольно убогие модели. Barnes&Noble Nook WiFi, снабженный дополнительным цветным дисплеем, WiFi и отличной эргономикой, продается в США всего за $150, то есть больше чем на треть дешевле. Я понимаю: таможня, налоги и обыкновенная жадность. Но так убивать рынок собственными руками – надо еще постараться.

Получается, основной конкурент «читалки» сейчас – старый КПК ценой от 1500 до 3000 рублей на вторичном рынке, или коммуникатор, который «все равно уже есть». Собственно, если посмотреть на людей вокруг, «с чего» они читают, это довольно очевидно. Пересаживаться на четырехсотдолларовое устройство никто не собирается. Точнее, кто хотел, уже давно это сделал. Да и за $200 хотелось бы чего-то приличного, а не тех уродцев, которые занимают у нас нижний ценовой сегмент.