Собор безумного испанца

На модерации Отложенный

Хусто Гальего Мартинес испанец, бывший послушник в цистерцианском монастыре Санта-Мария-де-Уэрта. Ему 91 год, и он уже 55 лет как строит свой собственный собор в испанском городке Мехорада-дель-Кампо, в 20 км от Мадрида.



Гальего Мартинес поступил в трапистский монастырь, но покинул его через 8 лет в 1961 году, так как заболел туберкулёзом. Тогда, вернувшись в свой родной город, Хусто начал строить свой собор на участке земли, унаследованном от родителей. Он пообещал, что если излечится от туберкулёза, то построит собор, посвящённый Богородице Пиларской, чья основная святыня находится в Сарагосе.




Гальего начал строить собор 12 октября 1961 г., в день памяти Богородицы Пиларской. Он говорит: «План собора есть только в моей голове, и со временем он пересматривается, в зависимости от моих возможностей и вдохновения».



Внешний размер здания 20×50 м, а общая площадь участка 8 000м2, высота купола главного здания (по образцу базилики Святого Петра) около 40 метров, диаметр около 12 метров. Большинство строительных материалов и инструментов, которыми Хусто пользуется для строительства своего собора, являются вторичным сырьём. Некоторые строительные фирмы, в частности, кирпичный завод г. Мехорада-дель-Кампо, жертвуют материалы на возведение храма. В качестве опалубки при возведении колонн используются бочки для бензина. Здание строится без помощи крана. Необходимо приблизительно 15-20 лет для завершения строительства.





Хусто Гальего работает в основном в одиночку, но иногда ему помогают шесть его племянников и, время от времени, добровольцы, часто из других стран. Обычно он начинает работать в 6 утра и работает 10 часов, кроме воскресенья. Иногда, по ключевым вопросам, он консультируется с экспертами за свой счет. Финансирование строительства осуществляется за счёт аренды или продажи унаследованных им земель и за счёт частных пожертвований.



У Хусто нет официального разрешения на строительство от властей Мехорада-дель-Кампо. Его собор строится в частном порядке, без благословения или поддержки Католической Церкви. Он объясняет свой труд так: «Это акт веры». Собор он завещал католической епархии Алькала-де-Энарес, к которой г. Мехорада относится территориально.





Жители Мехорады по-разному относятся к строительству храма: некоторые оценивают труд Хусто положительно, полагая, что такая достопримечательность способствует привлечению туристов в их небольшой городок. Другие считают собор никуда не годным и ждут, что городские власти наконец-то прекратят его возведение.





В 2005 году рекламный ролик газировки «Аквариус» прославил дона Хусто и его собор на весь мир. Музей Современного Искусства в Нью-Йорке посвятил фотовыставку этому оригинальному примеру религиозного зодчества. В 2006 г. был снят короткометражный документальный фильм о Гальего на телеканале Discovery (в латиноамериканской версии). О нём также упоминается в Музее современного искусства в Нью-Йорке.



Вот уже 55 лет дон Хусто работает над своим сооружением; за редким исключением, он все делает своими руками. Самое удивительное то, что этот человек не имеет понятия не только об архитектуре, не только о каменщицком деле, но и его школьное обучение было прервано гражданской войной.



Собор возводится без планов, без проектов: все замыслы хранятся в голове строителя. Здание характеризуется выдающимися архитектурными элементами. Хотя оно и названо своим строителем «собором», действующим храмом оно не является, так как не было ни освящено, ни официально признано епархией Алькала-де-Энарес, к которой относится территориально.





Здание занимает участок площадью в 4.740 м2, который оценивается в 1.170.000 евро. В настоящее время собор имеет в высоту 35 м от пола первого этажа до макушки купола. Обе башни достигают 60 м в высоту и 25 в ширину. В здании представлены все элементы классического собора: крипта, клуатр, лестница на фасаде, аркады, портики, винтовые лестницы и т. д.

Это колоссальное сооружение посвящено покровительнице всех испаноговорящих стран Богородице Пиларской; строительство ведется из материалов, бесплатно пожертвованных изготовителями, а также на средства частных лиц.





Большинство материалов, которыми дон Хусто пользуется для создания собора — вторсырье. Он находит применение как бытовым отходам, так и строительным материалам, забракованным изготовителями, в частности, местной кирпичной фабрикой. К примеру, для возведения несущих колонн зодчий использует пустые бидоны из-под бензина в качестве форм, для тонких декоративных колонн — жестяные банки из-под какао, наполненные бетоном, велосипедное колесо выполняет роль подъемного блока.



Следует отметить огромный план собора, состоящий из трех нефов. Центральный неф — самый широкий, согласно основному архитектурному канону, принятому в церковном строительстве. Все нефы перекрыты коробковыми сводами, которые в настоящее время не закончены, так что всякий может посмотреть их каркас, выполненный из спиральной проволоки и бетона. Для перекрытий дон Хусто пользуется легкими материалами типа гравия, смешанного с бетоном, по примеру современных построек, когда необходимо придать зданию большую легкость. Также в центральном нефе устроен трифорий и, возможно, весь неф по периметру будет окружен хорами, предназначенными для доступа на верхний этаж собора.



Алтарная часть центрального нефа выполнена в форме большой апсиды. Наружу выступают боковые часовни и башни. В центральной части собора возвышается купол на парусе. Крыша выполнена из положенных внахлест пластин, подобно коробковому своду нефа. В стенах устроены оконные проемы, призванные напомнить, что Христос — это Свет. По замыслу строителя, все проемы будут закрыты витражами.



Клуатр
Бетон, проволока, железные конструкции: их различные сочетания призваны воплотить разнообразие архитектурных форм. Похоже, что для одного-единственного человека, все сделано слишком хорошо. Особенно поражают кирпичи. Бросается в глаза, что повсюду из наиболее «старых» кирпичей сложена нижняя часть собора, причем уложены они как в игре «Тетрис»: это бракованные кирпичи, которые дон Хусто собирал среди отходов местной кирпичной фабрики.



Купол
Без сомнения, это наиболее впечатляющий элемент сооружения, если не забывать, что его выполнил один человек без посторонней помощи. Купол прекрасно просматривается из внутреннего дворика (клуатра). Многочисленные бюсты украшают верхнюю часть собора, напоминая о скульптурах, которым было модно украшать крыши зданий эпохи Возрождения.





Крипта
Как и полагается уважающему себя собору, в здании устроена крипта, войти в которую можно как из центрального нефа, так и из клуатра через боковую дверь. И все-таки крипта не перестает удивлять посетителей: считая её, дон Хусто возвел своими руками три уровня собора — титаническая работа!



Правое крыло
Существует гораздо больше фотографий правого крыла и нижней части главной лестницы. Там посетителей встречают многочисленные колонны, выполненные чисто кустарным способом: дон Хусто заливает бетон в цилиндрические банки из-под краски, затем вынимает высохшие блоки и соединяет их с помощью металлических стержней и тросов.



Невооруженным глазом заметно, что перила и некоторые соединительные детали собраны из выпрямленных фрагментов старых конструкций, собранных со свалки: теперь они соединены бетоном, обмотаны электрокабелем и даже просто куском резины. В этой части здания нам встречается много любопытных построек: например, помещение, занятое под склад, крыша которого представляет собой несколько двускатных нефов.





Собор своими руками. | thousandwonders.net

На создание собора Гальего уже потратил более 55 лет.