РНЕ выходит из тени?

На модерации Отложенный

Вчера неназванный источник из правоохранительных органов сообщил агентству «Интерфакс» о том, что сотрудники спецслужб раскрыли громкое убийство адвоката Станислава Маркелова и журналистки «Новой газеты» Анастасии Бабуровой, и назвал имена двоих преступников, сообщив, что ранее они являлись членами националистической организации Русское национальное единство. Роль РНЕ в этой ситуации, наряду с другими признаками, указывает на то, что русские националисты стоят на пороге трансформации.

Напомним, убийство Станислава Маркелова и Анастасии Бабуровой произошло 19 января 2009 года в Москве сразу же после пресс-конференции адвоката. Сначала выстрелом был убит Маркелов, затем киллер выстрелил и в Анастасию Бабурову, пытавшуюся задержать преступника. Убийство связали с профессиональной деятельностью адвоката, который занимался расследованиями уголовных дел, связанных с Северным Кавказом, военными преступлениями, правозащитой, а также представлял интересы потерпевших в весьма резонансных делах, например, в деле об убийстве Эльзы Кунгаевой.

Профессиональный мотив убийства подтвердился следствием. Обвинения в совершении преступления будут предъявлены Евгении Хасис и Никите Тихонову, которые, по утверждению источника в правоохранительных органах, ранее состояли в Русском национальном единстве, запрещённой на настоящий момент организации, которая, фактически, прекратила активную деятельность. Националисты убили адвоката Маркелова за то, что он представлял в суде пострадавших от действий националистических группировок.

Но само РНЕ в лице руководителя одного из его подразделений Александра Баркашова и его адвоката Юрия Кочана отрицает причастность обвиняемых к организации. «РНЕ никогда не убивало и не убивает никого, в том числе и журналистов», - сказал Баркашов. Также он отметил, что не знает обвиняемых и что подобные ситуации, когда обвиняемых представляют как бывших членов РНЕ, возникают нередко.

Стоит сказать, что до недавнего времени стремление правоохранительных органов «свалить» на националистов какую-то долю преступлений, особенно громких, было выгодно и самим националистам. Неслучайно и убийство Маркелова, по информации «Новой газеты», попыталась взять на себя одна из малоизвестных боевых неофашистских организаций - националисты прислали в редакцию «Новой» соответствующее письмо.

Убийство врага, в том числе и публичное, - важный способ демонстрации силы, привлечения сторонников, наконец, возможность давления, ведь русские националисты, включая даже крупные организации, нередко действуют террористическими методами. А в последние лет десять они вообще не вспоминали о своей респектабельности, наводнив Интернет роликами со зверскими издевательствами над приезжими.

А сейчас Александр Баркашов довольно жёстко отказывается от причастности обвиняемых к РНЕ, несмотря на то, что, во-первых, это никаким образом не угрожает его безопасности, а во-вторых, не может испортить репутацию его организации, ведь она и так уже запрещена. При этом правоохранительным органам хотелось бы, чтобы преступление совершили именно националисты. Это означает, что возник конфликт, которого раньше не наблюдалось, между восприятием националистов и их позиционированием. Правоохранительные органы считают националистов, как и раньше, внесистемной силой, склонной к криминалу и априори внезаконной. И если раньше националистов это не только устраивало, но и, наоборот, было для них желательным, то сейчас, по всей видимости, акцент сместился. Теперь РНЕ, как представляется, хотелось бы позиционироваться как более респектабельной организации, не отягощённой уголовным прошлым.

О том, что русские националисты стали тише, свидетельствует и необыкновенно скромное празднование ими Дня народного единства, который с 2005 года был, фактически, монополизирован ими. «Русский марш», проводимый сразу несколькими неофашистскими организациями, состоялся на окраине города, не слышно о задержаниях националистов и о погромах. Движение «Наши» также изъявило желание провести свой «Русский марш» в поддержку идеи толерантности и более того, «нашисты» провели его на набережной Тараса Шевченко, в том месте, где традиционно проходили мероприятия националистов. Даже такая узурпация названия и места вызвала у националистов довольно вялую реакцию.

Всё это указывает на то, что националисты отказались от прежней стратегии деятельности, а новая ими, скорее всего, пока не найдена. Однако нужно признать, что позиционировать свои организации как солидные и системные структуры националистам крайне тяжело, что предопределяет неуспешность таких попыток.