Немецкий прагматизм на руку официальному Минску

Германия интересуется процессом приватизации госсобственности в Беларуси и ведет переговоры о том, какие бы белорусские предприятия мог приобрести немецкий бизнес. При этом переговоры ведутся не с белорусским правительством, а с Россией. Об этом сообщило со ссылкой на источник частное американское разведывательно-аналитическое агентство Stratfor, называемое еще иногда теневым ЦРУ. Источник американского агентства считает, что «Германия не собирается выдвигать множество политических требований, в отличие от других европейских стран, опасающихся усиления влияния России на Беларусь».

При том что у немцев действительно силен экономический интерес к Беларуси, Германия не готова демонстративно отказаться от установки на поддержку демократических стандартов и ценностей в нашей стране. Впрочем, официальный Минск и в этой неоднозначной ситуации извлекает выгоду.

Экономически развитая и влиятельная в Европе Германия стала особо притягательной для Минска сразу же после выхода Беларуси на международную арену в качестве независимого государства. Интерес к развитию сотрудничества с ФРГ усиливали факторы относительной географической близости и наличия устойчивых контактов в прежние времена.

В первой половине 1990-х годов белорусско-германские связи развивались успешно и активно. 13 марта 1992 года Республика Беларусь и ФРГ установили дипломатические отношения. В 1992-1995 годах состоялось несколько визитов в Германию представителей руководства и парламентариев Беларуси. В 1992 году в Минске побывал министр иностранных дел ФРГ Ханс-Дитрих Геншер, в 1995 году — сменивший его на этом посту Клаус Кинкель.

Однако во второй половине 1990-х годов политическое взаимодействие стало сдержанным. С точки зрения германских властей, диалог с официальным Минском стал проблематичным из-за его отказа придерживаться демократических стандартов и ценностей. В свою очередь, Минск обвинял руководство Германии во вмешательстве во внутренние дела и призывал выстраивать отношения на основе полного и безоговорочного признания внутрибелорусских политических реалий, к чему немецкие политики были не готовы.

В первой половине 2000-х годов вывести двусторонние отношения из замороженного состояния не удалось, несмотря на попытки белорусских и немецких дипломатов сделать это. В середине минувшего десятилетия руководство Германии предприняло попытку усилить давление на «последнюю диктатуру Европы», демонстративно поддержав белорусскую оппозицию (особенно это было заметно в преддверии президентских выборов 2006 года).

Вместе с тем германская сторона не отвергала возможности возобновления контактов с официальным Минском. Интерес немецких политиков к Беларуси усилился в условиях охлаждения белорусско-российских отношений во второй половине 2000-х годов.

В октябре 2007 года в Минске побывал премьер-министр федеральной земли Бранденбург Матиас Платцек, в ноябре того же года — заместитель министра иностранных дел ФРГ Гернот Эрлер. В феврале 2008 года в Берлине состоялась неформальная встреча министра иностранных дел Беларуси Сергея Мартынова с представителями германского МИДа. В июне 2008 года канцлер ФРГ Ангела Меркель высказалась в поддержку польско-шведского проекта «Восточного партнерства» и не исключила возможности расширения сотрудничества с Беларусью в рамках указанного проекта. Реальную поддержку в подключении Беларуси к «Восточному партнерству» Германия оказала в конце 2008 — начале 2009 годов.

Желание расширить диалог с Германией демонстрировала и белорусская сторона. В ноябре 2008 года немецких политиков, прибывших в Минск для участия в XI белорусско-германском («Минском») форуме, принял глава Администрации президента Беларуси Владимир Макей. В феврале 2009 года состоялся официальный визит в Германию министра иностранных дел Беларуси Сергея Мартынова. В октябре 2010 года в Берлине были проведены межмидовские консультации, в ходе которых рассматривались вопросы двусторонних отношений, взаимодействия Беларуси с ЕС, сотрудничества в сферах энергетики и безопасности. В ноябре прошлого года после пятнадцатилетнего перерыва в Минске побывал глава внешнеполитического ведомства ФРГ Гидо Вестервелле.

Однако прорыва в белорусско-германских отношениях не произошло.

В 2009 и 2010 годах высшие руководители ФРГ воздерживались от активного диалога с белорусским руководством. В силу этого общение осуществлялось преимущественно на уровне внешнеполитических ведомств и отдельных административных единиц.

В процессе общения германские официальные лица обращали внимание белорусского руководства на то, что без демократизации политической системы дальнейший диалог будет затруднен. Белорусские власти проигнорировали призывы, и в начале нынешнего года белорусско-германские отношения вернулись в то состояние, в котором пребывали до 2009 года.

В мае текущего года глава ведомства федерального канцлера ФРГ Рональд Пофалла заявил, что в случае ухудшения ситуации с правами человека Германия не исключает возможности введения в отношении Беларуси экономических санкций.

Однако можно предположить, что ускорять введение санкций Германия не станет. Беларусь представляет немалый интерес для немецких бизнесменов. По итогам прошлого года ФРГ занимала четвертую позицию среди ключевых внешнеторговых партнеров Беларуси, несмотря на некоторое сокращение ее доли в общем объеме белорусской внешней торговли (в 2009 году соответствующий показатель составил 6,5%, в прошлом году — 4,8%). Объем белорусско-германской торговли составил около 3 млрд. долларов.

Специфической чертой торговли Беларуси с Германией является сохранение отрицательного сальдо, объем которого в последние годы превышал 1 млрд. долларов, а в прошлом году даже приблизился к 2 млрд. долларов.

В первом полугодии текущего года дисбаланс сохранился. Объем экспорта из Беларуси в Германию составил 893,7 млн. долларов, а объем импорта из Германии в Беларусь — 1 206 млн.

Несмотря на утверждения посольства Республики Беларусь о расширении поставок в ФРГ сложнотехнической продукции, нужно отметить, что основу белорусского экспорта в Германию составляет сырая нефть. В прошлом году изменение условий поставок российской нефти в Беларусь привело к существенному сокращению объема экспортных поставок в ФРГ (почти в два раза по сравнению с предшествующим годом). В нынешнем году объем белорусского экспорта в Германию вновь увеличился, что опять же можно связать с увеличением поставок на белорусский рынок российской нефти.

В свою очередь, импорт из Германии устойчиво сохраняет высокотехнологичный характер. Его основу составляют машины, оборудование, транспортные средства, аппаратура и инструменты.

Германия является не только важнейшим торговым, но и инвестиционным партнером Беларуси. В 2007 году объем прямых немецких инвестиций в белорусскую экономику составлял 28 млн. долларов, в 2009 году — 51,6 млн., в прошлом году — 58,8 млн. Следует отметить, что ФРГ отдает предпочтение именно прямым инвестициям. По итогам первого квартала текущего года общий объем германских инвестиций, направленных в белорусскую экономику, достиг 50 млн. долларов, объем прямых инвестиций — 46,8 млн.

В ноябре прошлого года Франкфурт-на-Майне предоставил площадку для белорусского инвестиционного форума, результатом которого стало достижение договоренностей о привлечении инвестиций в объеме 2,7 млрд. долларов (такую информацию распространили белорусские правительственные источники. — Ред.).

В Беларуси зарегистрированы 352 предприятия с участием германского капитала, в том числе 187 совместных и 165 иностранных. Кроме того, в нашей стране функционируют 97 представительств немецких фирм.

Резюмируя, нужно отметить, что, несмотря на наличие определенных экономических интересов в Беларуси, Германия не склонна форсировать диалог с официальным Минском.

По мнению политической и деловой элиты этой страны, немецкие экономические интересы в большей мере будут защищены в условиях независимой, стабильной и демократической Беларуси, а не стагнирующей диктатуры. Соответствующая установка отчетливо просматривается в белорусской политике ФРГ в последнее время.

Впрочем, чрезмерно обострять отношения с официальным Минском германская сторона также не намерена. Как пример прагматизма можно расценивать недавнее согласие Deutsche Banka (вместе со Сбербанком России) на предоставление кредита «Беларуськалию».

Источник: http://naviny.by/rubrics/politic/2011/08/13/ic_articles_625_174725

19
1396
0