Изъятие земли в Сочи: когда все делается «по закону», простой человек оказывается в проигрыше

В минувшую пятницу в Сочи у заложенного Олимпийского камня, или, как окрестили его местные остряки, у «надгробия Нижнеимеретинской низменности», собрался протестный митинг — более 500 человек, размах для южных широт небывалый.

Власти оказались в сложном положении. С одной стороны, хочется разогнать эту фронду, шагающую не в ногу со страной, которая так радуется грядущей Олимпиаде. С другой стороны, Путин строго заявил краснодарскому губернатору: «…чтоб из Сочи ни одной жалобы…».

Приходится выкручиваться.

Ситуация предельно проста, власти клятвенно заверили, что компенсируют гражданам всю собственность, изъятую под олимпийское строительство. Дальше начинаются хитроумные схемы:

— Дом приватизировали? Прекрасно, пришлем оценщика, получите компенсацию.

— А как быть с землей?

— Да ведь она же у вас не оформлена, значит, не ваша, значит, и компенсации не будет.

С моей старой знакомой, тетей Верой, которую помню с детства, я столкнулась на этом митинге. Со слезами она рассказывает: «Пришли оценщики, осмотрели мой одноэтажный дом на 3 комнаты плюс веранда и оценили — 44 тысячи рублей, а у меня еще 4 сотки, по нынешним ценам каждая 200 — 250 тысяч долларов, но оказалось, каких-то бумажек не хватает».

Дышло Земельного кодекса

Жителей Адлера, у кого оформлена и земля, и дом, можно пересчитать по пальцам. Если у кого оформлена земля, тому не регистрируют право собственности на дом, зачисляя его в «незаконные постройки», — и тогда бесконечные суды. У кого оформлен дом, не дают оформить землю, фиксируя: «самовольный захват».

Есть и другие проблемы. Чтобы оформить землю, необходимо пройти ряд процедур. Например, топосъемка сегодня стоит 18 тысяч рублей, градостроительная комиссия — 12 тысяч, проект границ — 18. Для сравнения: пенсия здесь — около трех тысяч рублей, а зарплата, например учителей, — восемь.

В советское время в Адлерском районе в основном находились совхозы. Дирекция выделяла своим работникам землю и деревянные бараки. Один дом на четыре семьи — без канализации и водопровода.

Оценщики правы, цена такому добру невелика.

В 1993 году большинство работников свои дома приватизировали, а о земле никто и не беспокоился — «она и так в пожизненно наследуемом владении».

Однако примерно год назад так называемые «шнуровые книги», где были зафиксированы отводы земель, вдруг бесследно исчезли из совхоза. Именно там за определенным номером и хранились постановления о закреплении конкретной земли за конкретным человеком. Кроме «шнуровых книг», справки об этом еще остались в архиве, но в выдаче их людям отказывают, говоря: «Называйте номер постановления, без него мы ничего не можем найти».

«Кто же помнит эти номера? Это главная наша беда. Книги эти всегда хранили как зеницу ока в дирекции. И просто так к ним никто не имел доступа, — рассказывает Михаил. — Из архива совхоза меня отправили в адлерский архив, оттуда в администрацию, там сказали, что ничего не знают».

Аукцион щедрости

Однако неожиданно книги нашлись… на митинге. И обнаружил их не кто иной, как Евгений Пивень — глава той самой адлерской администрации, где никогда ничего не знают. По его утверждению, книги хранятся именно у него.

Пивень прибыл на митинг с особой миссией: коль скоро разгонять людей запрещено аж самим президентом, надо их уговорить разойтись добром. Свое «приветственное слово» он начал с того, что объявил людям о том, что «этот митинг проплачен коммунистами». Его слова потонули в возмущенном реве толпы: «Да он блаженный, у нас дома отбирают, а он все про политику».
Евгений Владимирович, услышав глас народа, вдруг задумался, стал внимательно рассматривать пол и застенчиво шаркать ножкой.

Аргумент про коммунистов оказался не единственным в арсенале адлерского главы. Он дождался, пока к нему стянутся телекамеры с местных и федеральных каналов, и неожиданно начал решать насущные вопросы демонстрантов, что называется, «не отходя от кассы».

— На чем застопорился процесс оформления земли? Кто подписал отказ? Илиенко? Илиенко ко мне. Чтоб завтра этому делу был дан ход.

— Вам отказал суд в оформлении земли? У вас нет документов? Не беда. Мы и суд обойдем, все оформим вам.

Евгений Пивень за считаные минуты умудряется решать дела, которые длятся годами. Телекамеры снимали этот аукцион невиданной щедрости.

Халявы вам не будет

Однако большая часть митингующих на это не купилась.

— Это все показуха. Он просто хочет сорвать нам митинг. Знаем, плавали, — говорит Юлия Ивановна. — Перед приездом оценочной комиссии МОК нас не то что Пивень — Колодяжный (мэр Сочи) и Ткачев (краснодарский губернатор) лично уверяли: «Мы вам все-все оформим, только вы, пожалуйста, не поднимайте бучу». Стали оформлять наши земли, а бумаг нам не дают. Тогда я лично поехала в Краснодар к губернатору с вопросом, почему? Мне письменно ответили, что наши земли уже давно были зарезервированы администрацией Краснодарского края. Так почему же, спрашивается, Колодяжный нас сознательно вводил в заблуждение? А недавно мне наконец прямо сказали в администрации Адлера: «Ты подумай сама, чего хочешь, эта земля таких денег стоит, а ты хочешь ее на халяву?».

— Вот получила я план своего участка, — говорит ее соседка Анна, — все как надо, только в самом дальнем углу, на последней странице, мелким-мелким шрифтом написано: «Правообладатель не установлен — резерв Краснодарского края».

Как решаются дела, когда под боком нет камер, я убедилась сама, записавшись на прием к Евгению Пивню вместе с пенсионеркой Ниной Андреевной Рындиной. После долгого ожидания под дверью кабинета дождались секретаршу, которая озвучила список тех, кто попадет на прием. Ни своей фамилии, ни фамилии Рындиной я не услышала.

— Ничего не знаю, записывайтесь на следующую неделю, — промямлила пергидрольная барышня со стеклянными глазами.

За дела жителей Адлера не берутся даже маститые сочинские юристы: «Слишком много денег на взятки нужно, одними связями здесь ничего не решишь».

— По российским законам, — утверждает сочинский юрист Евгений, — если бы эти земли находились в резерве, то ни одна государственная инстанция не имела бы право подписывать межевание, а тем более проект границ. Это подсудное дело.

Однако у большинства жителей Адлера в их «проектах границ земельных участков» стоят подписи и главы администрации Евгения Пивня, и архитектора Адлерского района Николая Павлова, и главного архитектора города Олега Гусева.

Наша справка

Статья 234 Гражданского кодекса Российской Федерации гласит: «Гражданин, не являющийся собственником, но добросовестно, открыто… в течение 15 лет пользующийся участком земли, имеет первичное право бесплатно оформить его в частную собственность».

Статьи 20, 21 Земельного кодекса предусматривают право граждан бесплатно оформить в собственность земельный участок, ранее предоставленный на праве бессрочного пользования или пожизненно наследуемого владения.

Статья 14 закона Краснодарского края «Об основах регулирования земельных отношений» предусматривает бесплатное предоставление в собственность земельных участков, на которых находятся здания, принадлежащие гражданам на правах собственности.

Источник: http://novayagazeta.ru/data/2007/79/22.html

1
1546
0