Насколько \"подешевели\" российские олигархи?

На модерации Отложенный Олег Дерипаска: — $28,4 млрд
Основные активы: 56,7% UC Rusal, 25% «Норильского никеля»
Весной владелец «Русала» Олег Дерипаска залез в долги, чтобы купить 25% «Норильского никеля». С тех пор резко подешевели и «Русал», и «Норникель», и другие активы Дерипаски. Чтобы рассчитаться с кредиторами, бизнесмен уже пожертвовал пакетом канадского производителя автокомпонентов Magna, а вслед за тем лишился и доли в немецком строительном холдинге Hochtief.

Вагит Алекперов: — $9,4 млрд
Основные активы: 20,5% ЛУКОЙЛа
Свои свободные средства Вагит Алекперов традиционно инвестирует в покупку акций ЛУКОЙЛа. В сентябре, когда капитализация ЛУКОЙЛа упала, Алекперов подал пример инвесторам, скупив подешевевшие акции. Кризис профессионального нефтяника не страшит: ЛУКОЙЛ стабильно работал, даже когда нефть стоила $10 за баррель. Наоборот, на низком рынке выгоднее покупать зарубежные активы.

Дмитрий Рыболовлев: — $13,4 млрд
Основные активы: 65,6% «Уралкалия»
Производство калийных удобрений — идеальный бизнес. Во-первых, почти что монополия: запасов калия в мире крайне мало, крупнейшие — в России и Канаде. Во-вторых, спрос растет: надо повышать урожайность, так как часть земель теперь отведена под производство биотоплива. Но со снижением цен на нефть это стало менее актуальным, поэтому удобрения тоже подешевели. Для Рыболовлева это чувствительный удар, но не трагедия. Спрос еще вернется.

Алексей Мордашов: — $16,6 млрд
Основные активы: 82% «Северстали»
Не сумев поглотить Arcelor два года назад, владелец «Северстали» Алексей Мордашов не попрощался с мечтой сделать свою компанию глобальной. «Северсталь» скупает заводы в США и Европе, уже треть ее бизнеса формируют заграничные подразделения. Инвесторы, похоже, этого не оценили и «слили» акции «Северстали» вместе с другими бумагами развивающихся рынков.

Алишер Усманов: — $14,4 млрд
Основные активы: 50% «Металлоинвеста», 5% «Норильского никеля»
Этой осенью подконтрольный Алишеру Усманову холдинг «Металлоинвест» собирался провести IPO. Замысел был в том, чтобы, имея рыночную оценку, вести с «Норильским никелем» переговоры о слиянии. Летом аналитики оценивали «Металлоинвест» в $30 млрд, с тех пор стоимость компаний-аналогов снизилась втрое. Подешевели и акции «Норникеля», которые Усманов скупал через исландский Kaupthing Bank.


Михаил Фридман: — $13,8 млрд
Основные активы: 36,5% «Альфа-групп»
Крупнейший акционер «Альфа-групп» Михаил Фридман держал яйца в разных корзинах — телекомы, банковский бизнес, нефтянка, ритейл. Но диверсификация не помогла. Упало сразу все — и Альфа-банк, и «ВымпелКом». У «Перекрестка» и «Пятерочки» большие проблемы из-за дефицита оборотного капитала. Денег не хватает, быть может, придется распродавать часть активов. Например, долю в «МегаФоне».

Владимир Лисин: — $21,7 млрд
Основные активы: 84,4% НЛМК
Иностранные инвесторы души не чаяли в НЛМК. Еще бы: Новолипецкий меткомбинат — самый рентабельный в России производитель стали, долговая нагрузка минимальна. Чтобы сделать НЛМК еще более привлекательным, Владимир Лисин обзавелся собственными портами, угольными шахтами и сталепрокатными заводами в Европе. Но это не спасло от обвала котировок из-за всеобщей паники на рынках.

Роман Абрамович: — $15,1 млрд
Основные активы: 36,4% «Евраза», 32% Highland Gold
За какие бы проекты ни брался Роман Абрамович — добыча нефти, выпуск лекарств, девелопмент, — они неизменно показывали фантастическую доходность. Этот закон сработал и в металлургии: два года назад, когда Абрамович купил долю в «Евразе», компания стоила $8 млрд, этим летом — уже $40 млрд. Но сейчас «Евраз» снова подешевел раз в пять. Неужели удача изменила бизнесмену?

Владимир Потанин: — $13,2 млрд
Основные активы: 30% «Норильского никеля», 35% «Полюс Золота»
Акционер «Норильского никеля» Владимир Потанин оказался менее дальновидным, чем его партнер Михаил Прохоров. Прохоров продал свою долю «Русалу» и вышел в cash. Потанин же, чтобы избежать альянса с Олегом Дерипаской, стал скупать акции «Норникеля», разгоняя котировки. Тем больнее было падать: капитализация «Норникеля» рухнула более чем вчетверо, из-за чего состояние Потанина быстро сдулось.

Виктор Рашников: — $9,7 млрд
Основные активы: 84% Магнитогорского металлургического комбината
Владелец ММК Виктор Рашников — такой же скупой рыцарь, как гендиректор «Сургутнефтегаза» Владимир Богданов. Магнитка не покупает ни заграничных активов, ни угольных шахт, которые бы полностью закрыли ее потребность в сырье. Последние три года Рашников просто копил деньги. В период кризиса это может оказаться весьма кстати.