Женщин — директоров корпораций все еще катастрофически мало

На модерации Отложенный

В конце прошлой недели группа инициативных женщин-предпринимателей обратилась к мужскому бизнес-сообществу с призывом дать дамам больше руководящих полномочий в компаниях, подчеркнув, что сегодня советы директоров на 88,8% состоят из мужчин. Международная организация Corporate Women Directors International (CWDI), объединяющая бизнес-леди по всему миру, подсчитала, что коллеги-мужчины накрепко вросли в директорские кресла 200 крупнейших компаний, но ситуация все же меняется к лучшему. Представительницы прекрасного пола потихоньку разбавляют мужские советы директоров — за три последних года глобальный прирост количества компаний, где появилась женщина-директор, составил 4%.

CWDI строит свои замеры на основе списка компаний журнала Fortune, состоящего из двух сотен мировых корпораций-лидеров. Подсчитано, что сегодня три четверти (77,5%) компаний имеют в составе советов директоров хотя бы одну женщину. К сожалению, общее число руководящих мест, занятых женщинами, равно сейчас только 11,2%. Общемировой прирост есть, но скорость этой положительной динамики очень невелика: с 2004 года женщин-директоров стало больше всего на 0,8%. В CWDI РБК daily заявили, что во многих корпорациях продолжает сохраняться символический формализм, когда женщину все же впускают в совет директоров, но лишь одну и не более. Таких компаний, где дама-директор обречена на одинокое сотрудничество с коллегами-мужчинами, сейчас почти половина списка Fortune — 45,6%.

По скорости ввода женщин в мужские коллективы лидируют США. Из 75 американских компаний, попавших в рейтинг For­tune, только в одной директорат сплошь мужской; во всех остальных хотя бы одна женщина, но присутствует. Общий объем дам-управленцев в представленных в Fortune 75 американских компаниях составляет 17,6%. «Но увеличение в США составило с 2004 года всего 0,1%», — заявили РБК daily в CWDI. По сравнению с директорами-дамами из США, которых почему-то не становится больше, их европейские подруги в таком же меньшинстве (в Великобритании их 13,9%, Гол­лан­дии — 12,2%, Гер­мании — 10,9%, Швей­царии — 9,5%, Фран­ции — 7,6%, Италии — 2,9%), однако прогрессируют поактивней.

Голландия лидирует по скорости ввода женщин в советы директоров: с 2004 года увеличение числа директорских кресел, занятых теперь голландскими барышнями, составило аж 3,6%! Наблюдательный совет голландской Royal Ahold, где женщин большинство (57,1%), скоро будет походить на девичник: четыре из семи его кресел уже заняты представительницами слабой половины человечества. А норвежский перерабатывающий гигант Statoil управляется мужчинами и женщинами поровну (дамы занимают 5 из 10 директорских мест). На этом фоне самураи японских корпораций пускают к себе женщин со скрипом: из 389 кресел японки сидят только в пяти.

Исполнительный директор Международного форума лидеров бизнеса (IBLF) в России Брук Горовиц признает, что на уровне высшего руководства дискриминация, к сожалению, имеет место. Женщинам все еще очень трудно пробиваться на самый верх, чтобы сидеть за одним столом с директорами-мужчинами и вместе с ними на равных принимать ключевые решения. «И в политике, и в бизнесе существует стеклянный потолок, через который женщины часто не могут пробиться, — сказал Брук Горовиц РБК daily. — В западных странах и в России ситуация постепенно меняется. Появляется опыт женского управления на высшем уровне, когда женщина руководит организацией не хуже, чем мужчина».

По идее, в России женщинам, рвущимся к вершинам корпораций, должно быть проще: в 1917 году их уравняли в политических правах с мужчинами, предоставив россиянкам право голосовать, а западные страны решились на этот шаг позже. Однако на деле, по словам г-на Горовица, управление бизнесом продолжает оставаться мужской средой. «Ду­маю, в России это видно даже ярче, чем за рубежом, причем перемены в России идут медленнее в этом отношении, — сказал эксперт. — И это зря, потому что россиянки в управлении особенно сильны. Возможно, в этом есть что-то историческое: мне сложно это доказать цифрами, но считаю, что жен­щина является основой российского общества! Надо поощрять ее желание брать больше ответственности в управлении бизнесом».