Великобритания как банановая республика

На модерации Отложенный Рушится экономика, плетутся подковерные интриги: все признаки налицо

В это время года мысли эмигранта обращаются к Англии с особенной грустью. Нигде больше разгар весны не приносит столько надежд. Прожив вдали от родины столько, сколько я, поневоле начнешь сильнее тосковать по тем маленьким ритуалам, которыми обставляется долгожданное удлинение благородного английского дня. Выезд на природу на шашлыки. Сладостная победа наших на стадионе 'Олд Траффорд'. Ритуальный обмен 'любезностями' по поводу конкурса 'Евровидение'.

Именно этим временем года навеяны стихи о буколических прелестях старой Англии. Груши в цвету, мудрые дрозды (образ из стихотворения поэта Роберта Браунинга - прим. пер.)... Кому что, а в меня сильнейшее чувство тоски по родине вселяет один простой вопрос: почему только в Англии земляника такая вкусная?
Но есть одно 'но'. Мне неловко писать об этом, ибо считается дурным тоном эмигранту ругать свою страну, но в этом году ветер, дующий из Англии, приносит не нежный аромат земляники, но слабый запах бананов.

Много воды утекло с тех пор, когда Британия в последний раз стояла на грани превращения в 'банановую республику'. Но многое, увы, говорит о том, что старейшая и величайшая на планете страна с непрерывной традицией демократического правления вот-вот неудержимо скатится под откос бананизации.

Вести с родных полей наводят меня на мысль о том, что моя страна проваливается во временную дыру глубиной в три десятилетия. Газеты и телевидение пестрят сообщениями о демонстрациях против роста цен на бензин, отключениях электричества, очередных пропажах багажа в новых аэропортах, панических попытках утихомирить возмущенных избирателей поправками к бюджету. Кажется, что страну опутал своими щупальцами спрут экономической стагнации, социального хаоса и политического паралича.

Конечно, то, что положение в Великобритании заметно отдает Латинской Америкой, - неизбежное (и уж точно не ограничивающееся одной Великобританией) последствие поразившего мир экономического кризиса. Но данные по Великобритании отчего-то представляются еще более тревожными, чем по всему остальному миру. Насколько я знаю, ни в одной другой стране за последние месяцы не происходило массового изъятия банковских вкладов (совершенно в духе Латинской Америки). Отчетливо пахнет новым витком неконтролируемой инфляции. Конечно, настоящая гиперинфляция, как в настоящих банановых республиках, нам не грозит, но общие тенденции именно таковы. В апреле была зафиксирована величина ежегодного роста производительских цен - двадцать три процента.

Судя по многим признакам, вскоре следует ожидать более чем десятипроцентного падения стоимости активов. Пока никому не пришло в голову обратиться за помощью к Международному валютному фонду, но, боюсь, рано или поздно придется подумать и об этом. Положение с бюджетом становится хуже день ото дня, так что стране уже осталось недалеко до классического (для банановых республик) сценария с безнадежными займами и банкротством.

Бананизации подвергается и наша политическая культура. Люди уже голосуют за кандидатов на основе личных качеств и способности к лидерству, а вовсе не на основе компетентности и способности хоть как-то справляться со своими обязанностями.
Не я один думаю, что любимец публики, кумир молодежи, блондин и аристократ Борис Джонсон (нынешний мэр Лондона - прим. пер.) - это версия Эвы Перон (жена аргентинского диктатора Хуана Доминго Перона, 1919-52 - прим. пер.). Выдержанная в очень английском духе, но все равно - Эва Перон. Простите, ребята, что напомнил об Аргентине (имеется в виду неприятная история с англо-аргентинской войной 1982 года - прим. пер.).

Есть, однако, и повод порадоваться: нам не нужно опасаться военного переворота. Наши вооруженные силы перенесли столько ударов и унижений, что теперь им не по силам опрокинуть и статую, не то что правительство.

Но самым грозным из надвигающихся признаков бананизации на настоящий момент является лихорадочное обсуждение слухов о том, что правящая партия готовит низвержение собственного лидера. Складывается впечатление, что Гордон Браун (Gordon Brown) сумел выжить несмотря на разразившийся после местных выборов кризис, но, по словам моих друзей, сейчас он находится чуть ли не под домашним арестом, а его коллеги (если только их можно назвать этим словом) готовы кинуться на него по первому знаку - достаточно одной промашки, одного снижения рейтинга.

И это называется конституционным правительством. Может, мне изменяет память, но вроде бы всего год назад Британия сдала собственного лидера? Насколько я помню, Тони Блэра (Tony Blair) в 2005 году переизбрали на третий срок, до истечения которого он обещал не уходить с поста премьер-министра. Случился, однако, путч; можно, конечно, утешаться тем, что готовится путч и против самих путчистов, но, в конце концов, мы ведь не на Гаити, господа, мы в Англии.

Допуская, что Гордон Браун действительно должен уйти, зададимся вопросом, а сколько продержится его преемник? Почему бы тогда не передавать властные полномочия от одного выходца из спецслужб к другому, как это делали латиноамериканские хунты, до тех пор, пока кто-нибудь не докажет, что он сильнее всех, и не вцепится в регалии главы государства всерьез и надолго?

Еще сторонники Че Гевары выяснили опытным путем, что кровопролитие, даже незначительное (поначалу), легко может стать привычкой. Но, позвольте, а кто у нас лучше представляет общественные интересы, чем кабала лейбористов, профсоюзов и измочаленных жизнью министров, едва удерживающих бразды правления трясущимися руками?

Уже выросло целое поколение людей, привыкших видеть Великобританию как одну из самых гибких, стабильных и динамично развивающихся стран в быстро меняющемся, полном опасностей мире. Пока Европа буксовала и топталась на месте, Великобритания снова с боем прорвалась в ряды величайших держав мира.

А теперь из-за экономических сотрясений и бездарной политики нашей репутации грозит конец. Вид легко возбудимых членов правительства, готовящих очередной переворот, не только не поможет стране вернуть былое величие, но и усиливает ощущение того, что вся она (или, по крайней мере, все правительство) вообще не понимает, что происходит вокруг.

Что у них у всех в ушах бананы.