Вести переговоры с Ющенко не имеет смысла?

На модерации Отложенный Многие эксперты гадали, когда начнется военное противостояние между Россией и Украиной, но никто не ждал, что это случится в августе 2008 года. Россиянам уже доводилось сталкиваться с украинцами на фронтах локальных войн: в Абхазии в 1993 году и в Чечне в 1995 году, но тогда речь шла о боевиках националистической организации УНА-УНСО. В грузино-российской войне Украина впервые не только открыто поддержала одну из сторон конфликта, но и самым активным непосредственным образом оказалась вовлеченной в этот конфликт.

Уже в первый день войны российский МИД выступил с небывало жестким заявлением в адрес Украины, обвинив официальный Киев в содействии этническим чисткам и геноциду в Южной Осетии. Как заявил помощник главкома сухопутных войск России полковник Игорь Конашенков, почти вся грузинская военная техника была либо произведена, либо модифицирована на Украине. Эту же самую информацию подтвердил и заместитель начальника генштаба Вооруженных сил РФ генерал-полковник Анатолий Ноговицын.

Еще в 1999 году, в годы Леонида Кучмы, Украина продала Грузии ракетный катер «Конотоп», переименованный в «Тбилиси» (тот самый, который участвовал в атаке на российский ракетный крейсер «Москва» и был потоплен ударом ракеты). Затем, после 5-летнего перерыва, в 2004 году Украина поставила Грузии 6 самоходных гаубиц «Акация». После прихода к власти Ющенко и смены руководства «Укрспецэкспорта» военное сотрудничество с Тбилиси было резко активизировано. Грузия приобрела 16 танков «Т-72», 12 бронемашин пехоты «БМП-2», 10 бронетранспортеров «БТР-80», 6 гаубиц, шесть боевых вертолетов Ми-24 и два транспортных вертолета Ми-8, две радиолокационные станции.

Рекордным для поставок украинского оружия для Тбилиси стал 2007 год, когда Грузия получила от Украины 74 танка «Т-72», 6 многоцелевых тягачей «БТС-5Б», 2 тяжелые самоходные гаубицы 2С7 «Пион», 8 легких самолетов «Л-39». Кроме того, Украина продала Грузии 10 модернизированных зенитно-ракетных комплексов С-200, доставшихся ей от зенитно-ракетных частей Советской Армии. После модернизации на заводах Харькова и Днепропетровска дальность поражения целей была увеличена со 150 до 300 км, а высота поражения – с 20 до 40 км. Это и позволило грузинам сбить российские самолеты Ту-22 и Су-25. Впрочем, по утверждению российских военных, на грузинских ЗРК работали украинские военные расчеты, хоть украинская сторона этот факт упорно отрицает.

Генерал-полковник Анатолий Ноговицын сообщил, что на грузинской базе в Сенаки российские разведчики обнаружили целый склад украинских дипломатических номеров. Журналистам были представлены несколько таких номеров красного цвета, на которых цифры и буквы были прописаны белым цветом, а в левом нижнем углу был изображен украинский национальный флаг с буквами UA. По словам заместителя начгенштаба Вооруженных сил РФ, машины с такими номерами могли беспрепятственно передвигаться по территории Абхазии, Грузии и Южной Осетии: «Машины с дипломатическим статусом не подвергаются проверке на дорогах. В ней можно перевозить любые грузы, в том числе оружие».

Официальный Киев, правда, утверждает, что Украина, осуществляя военное сотрудничество с Грузией, руководствовалась-де резолюцией Совбеза ООН, не нарушая международных правил торговли оружием. Однако существует международная практика, в рамках которой принято воздерживатьcя от поставок оружия в «горячие точки». Украина этой практикой пренебрегла совершенно сознательно. Ющенко и его ближайшие соратники убеждены, что Грузия в войне с Россией отстаивает – не больше не меньше – независимость и территориальную целостность Украины. Именно так заявил член парламентской фракции НСНУ, лидер движения «Пора» Владислав Каськив, зарегистрировавший в Верховной Раде законопроект «О денонсации соглашения между Украиной и Российской Федерацией о статусе и условиях пребывания Черноморского флота России на территории Украины».

Уже в первые дни войны, когда на агрессивные действия Грузии последовал ответ со стороны России, Ющенко зарекомендовал себя как «полномочный представитель» Саакашвили на мировой арене. В то время как подавляющее большинство населения Украины (не только Юго-Востока, но и Центральной Украины, включая Киев) безоговорочно поддержало Россию в грузино-российском конфликте, Ющенко в одном ряду с лидерами наиболее антироссийских стран – Польши, Литвы, Латвии и Эстонии прибыл в Тбилиси и принял участие в митинге поддержки грузинского диктатора.

После того как корабли Черноморского Флота заняли позиции в акватории Черного моря у берегов Абхазии, Киев в ответ пригрозил не впустить корабли в Севастополь, если они примут участие в боевых действиях. Своим указом президент Виктор Ющенко ужесточил порядок перемещения кораблей и самолетов ЧФ по территории страны: моряки отныне должны за 72 часа подавать заявку на передвижение военной техники за пределами воинских частей и мест дислокации.

Штаб ЧФ отреагировал незамедлительно: Черноморский Флот, как и впредь, будет подчиняться только одному командиру – Президенту России. Украине действительно направлено уведомление о планируемом возвращении кораблей в Севастополь, однако это сделано в соответствии с прежними правилами, согласно которым ЧФ уведомляет, но не согласовывает с украинской стороной перемещение своих сил, подчеркнули в штабе. Свою однозначную позицию высказал по этому поводу и Президент России Дмитрий Медведев: «Неквалифицированное вмешательство со стороны властей Украины ни к чему хорошему не приведет.
И пусть нам не указывают, как себя вести».

Даже сторонники украинского президента признали неправомочность и неисполнимость его последних распоряжений. Заместитель председателя секретариата президента Украины Александр Шлапак был вынужден признать, что у Ющенко нет юридического права запретить Черноморскому флоту вернуться в Севастополь. Бывший командующий ВМС Украины вице-адмирал Владимир Безкоровайный отметил: «Недопущение кораблей РФ было бы грубейшим действием с нашей стороны, и Россия вполне может его проигнорировать». Критика прозвучала и из уст давнего соратника Ющенко – бывшего министра обороны Анатолия Гриценко. По его словам, перед тем как выдвигать России требования насчет Черноморского Флота, Украина должна вернуть России астрономический долг, на погашение которого идет ежегодная арендная плата за базу в Севастополе. На сегодня этот долг составляет 1,3 млрд долларов. Кроме того, Гриценко осудил использование Грузией системы «Град» при обстреле Цхинвала и высказался за отзыв заявки Украины на присоединение к Плану действий по членству в НАТО (ПДЧ). На его взгляд, в условиях системного кризиса власти на Украине присоединение последней к ПДЧ только поставит Альянс в неудобное положение.

Оппозиционные Партия Регионов и КПУ (обладающие 183 местами в Верховной Раде и контролирующие практически все местные советы на Юго-Востоке и в Крыму) резко осудили вмешательство Украины в конфликт на стороне Грузии и потребовали эмбарго на поставки оружия в Грузию, а лидер Компартии Украины Петр Симоненко призвал привлечь к ответственности правительственных чиновников, причастных к продаже Грузии украинского оружия. Однако особый гнев Ющенко вызвала позиция его давней соперницы – премьер-министра Юлии Тимошенко. Ее блок не стал делать резко антироссийских заявлений, выразив обеспокоенность разрастанием конфликта и осудив применение силы с обеих сторон (то есть присоединившись к официальной позиции Евросоюза).

Молчание Тимошенко повергло ближайшее окружение Ющенко в шок. Заместитель председателя секретариата президента Украины Андрей Кислинский обвинил Юлию Тимошенко – ни больше ни меньше – в наличии тайных соглашений с Россией о поддержке кандидатуры Юлии Тимошенко на пост президента Украины. По словам Кислинского, российский «Газпром» достиг договоренности с бизнес-кругами, поддерживающими БЮТ, о реализации общих проектов транспортировки газа на Украину и в Европу. Более того, Кислинский поделился информацией о достигнутой договоренности относительно сдерживания процесса получения Украиной Плана действий по членству в НАТО. «Королеву Майдана» на полном серьезе обвинили в государственной измене, что поставило команду Ющенко в идиотское положение. Однако лагерь Ющенко явно почувствовал вкус к политическим репрессиям: вслед за разоблачением «измены» Тимошенко и.о. главы СБУ Валентин Наливайченко публично пообещал «покончить с пророссийским сепаратизмом в Крыму».

Сегодня очевидно, что одной из целей провокации с Саакашвили было присоединение Украины и Грузии к НАТО. Теперь у США гораздо больше аргументов, чем в апреле в Бухаресте. Шантаж России будет нарастать. Однако после того, что произошло в Южной Осетии, у вменяемых членов НАТО желания принимать в Альянс такие страны, как Грузия и Украина, стало еще меньше. Понятно, что со стороны Вашингтона на этих вменяемых европейцев будет оказано самое жесткое давление, какое только можно себе представить. Основной задачей России станет налаживание самого тесного и интенсивного диалога с каждым из таких вменяемых стран – членов НАТО – с Германией, Францией, Италией, Испанией, Грецией, Турцией, Словакией.

Что касается Украины, то Киеву следует готовиться к самому худшему сценарию развития отношений между двумя странами за последние 17 лет. Сегодня многие говорят о необходимости подписания нового договора между Россией и Украиной, о Черноморском Флоте. Говорят о возобновлении нового Большого Договора. Однако пока Ющенко занимает пост президента Украины, никакой договор нельзя ни подписывать, ни согласовывать, ни даже обсуждать, по крайней мере, по двум причинам.

Во-первых, Виктор Андреевич Ющенко не представляет население своей страны. Его поддерживает лишь 12% избирателей, три четверти из которых сосредоточены в трех областях Запада Украины. Сегодня Ющенко – это политик регионального, а не общеукраинского масштаба, и будущего у него нет. Наиболее грамотным выходом для Москвы было бы вообще не вмешиваться в политический процесс на Украине (по крайней мере на той его стадии, пока он из разряда политического не перешел в репрессивный или революционный), и со спокойной душой дождаться торжественных политических похорон верховного украинского пасечника. Главное – жестко отделить в нашем восприятии нынешнего президента и весь его репрессивный аппарат от остальной Украины.

Во-вторых, Ющенко, по сути дела, является соучастником военных преступлений, совершенных Саакашвили. Грузинский диктатор никогда бы не решился начинать войну, если бы не обладал всем запасом современного оружия, львиную долю которого он получил от своего киевского кума в нарушение всех международных этических норм. Ющенко – это человек, открыто поддерживающий и поощряющий государственный и международный террор, и рано или поздно он понесет ответственность за свои деяния. Если мы готовы судить Саакашвили – с ним на одну скамью должен сесть и Виктор Андреевич Ющенко. Иначе любой судебный процесс над инициаторами и пособниками геноцида будет заранее лишен смысла.