Пугающую цифру квартирных пожаров эксперты объясняют главным образом беспечностью самих россиян

На модерации Отложенный

Во Владивостоке завершился суд по делу о сильном пожаре в высотном офисном здании. Как и ожидалось, в числе осужденных не оказалось владельцев машин, которые не давали пожарным подъехать к месту трагедии и спасти выбрасывающихся из окон людей. В преобладающем большинстве происшествий ответственными признаются пожарные инспекторы и собственники зданий, но эксперты уверены: повторения трагедий неизбежны, если жильцы будут так относиться к собственной безопасности. Россияне беспечно кидают из окон «бычки», снимают датчики дыма, разоряют пожарные шкафы и паркуют машины так, что пожарные машины не могут подъехать.

По данным Управления МЧС по Москве, две трети всех пожаров в столице происходят в квартирах и частных домах. Только за этот год в столице в жилом секторе зарегистрировано почти 5 тыс. возгораний, то есть в среднем в городе горят по 17 квартир в день. Большинство этих пожаров можно было предотвратить, если бы сами жильцы соблюдали элементарные правила пожарной безопасности.

«Датчики портят дизайн»

«В жилом секторе всегда множество проблем, – рассказал «НИ» на пресс-конференции главный пожарный инспектор Москвы Сергей Аникеев. – В частности, перепланировка квартир зачастую идет вразрез с нормами пожарной безопасности. А во время ремонта граждане снимают датчики дыма или температуры». Датчики – это небольшие круглые приспособления на потолках, чутко реагирующие на уровень дыма в комнате или резкое повышение температуры – на 20 градусов за минуту. Их резкий писк предупредит людей об опасности. «Но граждане начинают делать ремонт и обнаруживают, что такая штука портит их дизайн, – объяснил «НИ» начальник отдела автоматизации учета и новых технологий ДЕЗа Преображенского района Москвы Андрей Ларин. – Вот и снимают их». А узнать о том, что квартира осталась без пожарной сигнализации, инспекторы могут случайно. «Сейчас нас не пускают просто так в квартиры, – сообщил «НИ» главный инженер ДЕЗа столичного района Свиблово Андрей Хлопин. – Только если нас приглашают вместе с комиссией осмотреть квартиру после перепланировки. В нашем районе жильцы частенько снимают датчики дыма. Но мы можем им лишь объяснить, что этого не стоит делать». Впрочем, даже если горожане не делают ремонта и в целом равнодушны к дизайну квартиры, они также могут стремиться избавиться от «настенного украшения». «Однажды в духовке подгорела пицца, и комнату наполнил едкий дым, так этот датчик так заорал, что мне пришлось его снять, – рассказал «НИ» житель столичного района Тушино Андрей Лапоносов. – Потом я его вновь повесил, но он постоянно пищал – батарейки сели. Тогда я его окончательно снял, а батарейки все руки не дойдут купить».

Из пожарных рукавов – отличные тарзанки

Россияне не считают нужным интересоваться и состоянием пожарных шкафов на этажах. «А ведь сейчас примерно в 40% всех жилых домов столицы есть проблемы с их комплектацией, – предупреждает «НИ» замначальника управления Госпожнадзора МЧС по Москве Александр Лукашевич. – Правда, с появлением консьержей, воровать из этих шкафов стали меньше». По подсчетам столичных инспекторов, хуже всего дело обстоит в Восточном округе Москвы. Пожарные шкафы разукомплектованы более чем в половине жилых домов. Такие же проблемы есть в домах Северо-Западного и Северо-Восточного округа, а также в трети домов Зеленограда.

Особенно часто пропадают пожарные рукава. Одни используют пожарные рукава на даче для поливки огорода, другие с их помощью мебель перевозят, третьи используют как буксировочный трос. Подростки тащат рукава для сооружения «тарзанок». «У нас есть список домов, в которых жильцы периодически воруют пожарные рукава и умудряются даже украсть вентили с гидрантов, – рассказали «НИ» специалисты ДЕЗа столичного района Братеево. – Эти жители не понимают, что если случится беда, то пожарные не смогут быстро подключиться к гидрантам».

«Зачастую рукава крадут, чтобы перепродать на рынках пожарного оборудования, – добавляет Александр Лукашевич. – Пытаться заработать на пожарном оборудовании могут и обслуживающие жилой дом организации. Бывали такие случаи, что фирма закупает пожарное оборудование для одного дома, хранит его на складах, а перед приходом пожарных инспекторов устанавливает его в зданиях, перенося из одного дома в другой. Могут обчистить пожарные шкафы и представители фирм, продающих пожарное оборудование, такое бывало не раз». Иногда отсутствие пожарных рукавов вовсе не говорит о том, что их украли.

С этого года в Москве за тем, чтобы при сдаче дома в эксплуатацию все пожарные шкафы были укомплектованы, следит Стройнадзор, а за состояние шкафов отвечают собственники дома, управляющая компания – например, ТСЖ или ДЕЗы. «Наши пожарные инспектора лишь приходят с поверкой и выявляют нарушения», – объяснил Александр Лукашевич.

«Старушку вытаскивали через гору хлама»

Многие пожары возникают из-за захламления холлов. «Жильцы выставляют в узкие коридоры все, что жалко выкинуть: старые шкафы, холодильники, коляски, лыжи, книги, – говорит Александр Лукашевич. – Мои соседи, например, держат в холле полочку для обуви. В результате к квартирам даже жильцы пробираются чуть ли не боком, а уж наши пожарные в теплоизоляционных костюмах с оборудованием в руках и вовсе не могут пройти». Некоторые горожане даже ухитряются превратить в склад пожарные шкафы. «У меня знакомые втихаря хранили в пожарном шкафу зимние шины», – призналась «НИ» жительница столичного района Кожухово.

Пожарные говорят, что заметили закономерность: если в «кармане» перед квартирой есть хлам, то и в доме об него придется запинаться. «Однажды тушили одну квартиру в Москве: все помещение до потолка было заставлено старыми вещами и мебелью, а в комнату, в которой что-то горело, вел узкий лаз, – вспоминает Александр Лукашевич. – Пожарные в него залезли и вытащили хозяйку – старушку. Оказалось, что бабушка подбирала на улице и несла в квартиру хлам, который выкидывали жильцы».

Опасное курение

Не устают пожарные напоминать и о том, что две трети возгораний в квартирах происходят из-за неосторожного обращения с огнем самими жильцами. Лидирует в списке огнеопасных предметов обычная сигарета. «В Москве жители кидают горящие сигареты в форточки, а потом ветер забрасывает их на соседние балконы, – сообщили «НИ» в МЧС по Москве. – А вот с наступлением осени сигареты летят уже в мусоропроводы». Пожарные подозревают, что именно окурок стал причиной сильного пожара в жилом доме в центре Санкт-Петербурга, передает корреспондент «НИ» Наталья ШЕРГИНА. Как сообщили «НИ» в пресс-службе ГУ МЧС по Петербургу, горела коммунальная квартира в шестиэтажном доме на Большом Казачьем переулке. Огонь быстро распространился по деревянным перекрытиям на верхние этажи. Дом выгорел почти дотла, и только чудом жертв удалось избежать.

Накликивают на себя беду, неосторожно обращаясь с огнем, и владельцы газовых плит. Особенно сильно это проблема стоит перед Чечней, передает корреспондент «НИ» Хава ДАЧАЕВА. «Жильцы, обитающие в необустроенных домах, самовольно подключаются к газу, – посетовал в разговоре с «НИ» главный госинспектор ЧР по пожарному надзору Султанбек Сайдулаев. –

А мер безопасности не соблюдают».

Местные жители оправдываются желанием поскорее устроиться в восстановленных домах. «Мы только переехали в дом, – рассказывает Раиса Магамадова. – В спешке подсоединили плиту к газопроводу водопроводным шлангом. Позже я поплатилась за свою невнимательность: в огне сгорело почти все нажитое. Чуть было не погиб сын». К счастью, дым от огня увидели прохожие и вызвали пожарных. Для другой жительницы республики пожар закончился более трагично. Семья Марьям обогревала газом парники, в которых выращивала помидоры на продажу. «В тот день с утра не было газа, его подали только к вечеру, – вспоминает Марьям. – На свое несчастье, я попросила сына зажечь газ в парнике. Он ушел и пропал. Первое, что увидела, это разбросанные клочки полиэтиленовой пленки, затем сына, он лежал на земле. Следователь сказал, что взорвался газ, который, видимо, просочился через неплотно закрытый вентиль и накопился в парнике».

Подножка пожарным

Россияне умудряются не только вызвать пожар, но и преградить путь борцам с огнем. Это особенно наглядно показала та самая трагедия во Владивостоке в отделении Сбербанка, виновных в которой осудили на этой неделе. Тогда из горящих окон выпрыгивали люди и пытались удержаться на фасаде здания.

Пожарные не могли подвести поближе лестницы, потому что перед зданием в несколько рядов стояли автомобили. В результате все вылезшие из окон разбились. Видео этой трагедии обошло всю Россию, но до сих пор даже во Владивостоке проблема с беспорядочной парковкой машин не решена. Как передает корреспондент «НИ» в Приморье Дмитрий КЛИМОВ, сейчас подъездные пути к зданиям в центре Владивостока заставлены машинами работников офисов. Даже Дом строительных организаций, где размещены подразделения Законодательного собрания и администрации Приморского края, с одной стороны «обрамлен» гигантской ямой – 12 лет назад там планировали построить многоуровневую парковку, а с другой – узким проездом, где не разойдутся две легковушки. Пожарная машина проедет там с большим трудом, а автолестнице просто негде поставить опоры.

В столице ситуация не лучше, особенно в спальных районах. «Наши пожарные часто не могут своевременно прибыть на место пожара из-за заставленных проездов во дворах, – рассказал «НИ» начальник управления оперативного реагирования МЧС по Москве Игорь Куряков. – Проблему места для расположения подъемников могли бы решить специальные площадки рядом с высотными домами. Несколько площадок уже появились. Но наши несознательные граждане теперь ставят свои машины на них».

А ведь промедление может привести к гибели людей. Борцы с огнем надолго запомнили трагедию, разыгравшуюся 18 ноября 2005 года во 2-м Сетуньском проезде. Пожар возник в квартире на 25-м этаже. «Тогда мы никак не могли добраться до людей, которые находились на балконах верхних этажей, – вспоминает Игорь Куряков. – Чтобы их снять, пригнали 90-метровый коленчатый подъемник. Но мы не смогли его поставить рядом с домом – проезд загораживали заборы и автомобили». Тогда четыре человека спрыгнули вниз и погибли.

Чтобы защитить себя от пожара, россиянам не должно быть безразлично, соблюдается ли в их доме пожарная безопасность. «Ведь даже если огонь вспыхнет у соседей, даже если пожар будет на верхних или нижних этажах, то ваша квартира тоже может пострадать, – говорит Александр Лукашевич. – К счастью, сейчас все больше сознательных граждан, которые это понимают. Жильцы на этаже могут даже объединиться, полностью укомплектовать пожарный шкаф и врезать в дверь замок. Если не получается договориться и освободить холл от вещей, то надо писать заявление на собственника здания, управляющую компанию, или же обращаться в пожарную инспекцию».
КАЖДЫЙ НЕМЕЦ НЕМНОГО ПОЖАРНЫЙ

В Германии всем известно, как вызывать по мобильному пожарных, а те, в свою очередь, приезжают на место за считанные минуты. Недавно корреспондент «НИ» принял в сумерках соседский декоративный факел на балконе за язычки пламени. И набрал по телефону 112. Ровно через четыре минуты с диким ревом подлетела первая пожарная машина. За ней еще две. Автор этих строк приготовился было к штрафу за ложный вызов, но местные огнеборцы только приветливо помахали рукой подслеповатому паникеру и поблагодарили за бдительность. Чтобы граждане не паниковали, обнаружив дома возгорание, немецкие борцы с огнем стараются наладить с людьми дружеские связи. Юбилеи команд превращается в праздник всей коммуны либо городской общины. Тогда детишкам разрешается примерять начищенные каски и крутить рычажки хитроумных огнезащитных механизмов. И сегодня в каждой федеральной земле Германии четко действует профессиональная пожарная охрана. В число ее задач входит также оказание медицинской и технической помощи при разного рода ЧП. Что вынуждает держать наготове и автомобили скорой медицинской помощи, и подъемные краны, и даже спасательные лодки. Профессионалам помогают и обыватели. Горожане могут вступать в добровольные пожарные команды и общими силами тушить огонь.

ПОЛЯКИ МЕЧТАЮТ ТУШИТЬ ПОЖАРЫ

Согласно опросу, проведенному недавно по заказу министерства внутренних дел Польши, пожарные в этой стране пользуются доверием граждан в гораздо большей степени, нежели служба скорой помощи и полиция. Как рассказал «НИ» пресс-секретарь варшавской пожарной службы Петр Табенцки, пожарным звонят по любым поводам, даже если, например, нужно снять кошку с дерева. К таким просьбам относятся внимательно – польские пожарные не только участвуют в ликвидации экологических катастроф или, например, ищут пропавших без вести, но занимаются всевозможными «мелкими» заботами от ликвидации опасных осиных гнезд до спасения забравшихся на большую высоту ребятишек и самоубийц. Вера граждан в борцов с огнем сказывается и на количестве желающих стать пожарным. На одно место претендуют три-четыре человека.

Пожарных с мобильного в России не умеет вызывать никто

Сегодня почти у каждого россиянина есть сотовый телефон, выручающий в самых разных бытовых ситуациях. Но, как удалось выяснить «НИ», в действительно критической ситуации – при пожаре – мобильный может не помочь, ведь практически никто из россиян не знает, как вызвать спасателей. «Новые Известия» провели своеобразный соцопрос среди известных людей и поинтересовались у знаменитостей, какой они наберут номер во время пожара. «Может, 011 или 0111? – предложила писательница Оксана Робски. – Нет? Тогда 0909 или 101. Опять не попала? Ну, тогда не знаю». Певцы Армен Григорян (группа «Крематорий») и Евгений Осин также не угадали нужного номера. А вот артист Владимир Винокур и продюсер Иван Шаповалов честно и прямо сообщили, что они не знают, как вызывать с мобильного борцов с огнем, но добавили, что при необходимости позвонят в справочную и там выяснят номер. «На справочную уйдет время, до нее ведь сначала нужно еще дозвониться, – возразил в интервью «НИ» заместитель начальника пресс-службы управления МЧС по Москве Сергей Власов. – Но проблема еще и в том, что владельцам разных операторов сотовой связи надо набирать разные номера, чтобы позвонить в пожарную охрану». Чтобы помочь россиянам, спасатели подготовили таблицу с номерами. Звонок бесплатный.

ПОЛЬЗОВАТЕЛЯМ КОМПАНИИ

«Би Лайн»: Звонить 112, далее, после соединения с оператором, набирать 1. «МТС»: Набирать 010. «Мегафон»: Звонить 112, после соединения с оператором набирать 1. «Скайлинк»: Набирать 01.

Как в ваших квартирах с пожарной безопасностью?

Владимир ВИНОКУР, артист:
– В моей квартире и на работе есть датчики дыма. Если что-то с ними не так, например, не работают, то мы вызываем мастеров. Когда делали дома ремонт, то и тогда датчики не убирали. Кроме того, всегда под рукой есть огнетушитель. В пожары я, к счастью, не попадал, но знаю, как себя вести: нельзя открывать окна, в первую очередь нужно выносить детей, а не мебель.

Иван ШАПОВАЛОВ, продюсер:
– Квартиры у меня нет постоянной. Поэтому когда как. Иногда там, где я живу, датчики дыма установлены, но чаще их нет. Поэтому и думать о нормах пожарной безопасности всерьез не приходится. Как действовать при пожаре, я примерно знаю, но, правда, сейчас назвать ничего не смогу.

Евгений ОСИН, певец:
– В моей квартире, напротив входной двери, висит какой-то датчик, я подозреваю, что он и реагирует на дым. В пожары я еще не попадал, к счастью, Бог миловал меня. Но знаю, что нужно делать при пожаре, – надо сразу набрать 01.

Армен ГРИГОРЯН, музыкант:
– Недавно к нам на студию приходили пожарные и проверяли ее на соответствие норм безопасности. Дали какие-то предписания на устранение нарушений, и мы все их устранили. Сейчас опасности возникновения пожаров в студии нет, потому что всем музыкантам и гостям запрещено курить. А вот дома все по-другому. Датчиков дыма у меня нет: живу в квартире с 1966 года, тогда этих штук еще не было, и я до сих пор все собираюсь их купить. В пожары я попадал не один раз. Был случай, когда один знакомый за столом решил проверить, как горит чистый спирт. Он поджег жидкость, случайно пролил ее на себя и загорелся. Огонь успел перекинуться на шторы. Тушили стихийно. Буквально бросались телом на огонь, потому что не имели представления, как и что нужно делать при пожаре. При пожаре, был бы это первый этаж, я, наверное, бросился из окна (смеется). А вообще, для группы с названием «Крематорий» огонь не страшен.

Оксана РОБСКИ, писательница:
– В моем доме из средств пожарной безопасности есть огнетушители, их установила охрана. Как действовать при пожаре, я понятия не имею, от школьных уроков по ОБЖ в памяти ничего не осталось. А спасателям и пожарным я не доверяю и надеюсь в большей степени на свою охрану. Моя подруга однажды звонила спасателям, когда стала очевидцем ночного ограбления. Но там ответил заспанный голос, и, скорее всего, на этот вызов даже не выехал никто.