Не из \"питерских\" и не со \"скамейки запасных\". По какому принципу Путин обновил правительство

На модерации Отложенный В понедельник Владимир Путин наконец объявил, каким будет обновленный состав правительства. Персональные изменения оказались в чем-то ожидаемыми и иногда долгожданными - например, пост главы Минздравсоцразвития покинул Михаил Зурабов. Другие перемены оказались еще одним этапом "вытаскивания козырей из рукава". Новых министров всего трое, и все трое последние годы были по-своему известны. Однако их появления в обновленном кабинете министров никто предсказать не смог.

Утро предвещало бурю. Не везде, но в Сочи. Вылету президентских самолетов из Сочи - Владимир Путин решил лично в Москве представить новый состав - чуть было не помешала мощная гроза.

Остальные с утра тоже ждали бури. Прежде всего это относилось к членам правительства: большинство из них не знало, чем кончится день. "Часом X" было назначено пять часов вечера. К этому моменту в Белом доме уже все было готово к тому, чтобы выслушать вердикт Путина. Но так просто выслушать не удалось - ожидание затянулось на долгих четыре часа. Доступ журналистов к ожидающим своей участи министрам был надежно закрыт - оставалось только гадать, сколько за это время ими выпито успокоительного или, наоборот, бодрящего. Наступила темнота, а парковка Дома правительства была по-прежнему заполнена представительскими машинами с "говорящими" номерами.

Без нескольких минут девять двери наградного зала Белого дома, где должна была пройти эта весьма волнующая процедура, распахнулись. За порогом в неведении остались помощники министров. Оказалось, что для того чтобы понять новый состав правительства, достаточно одного взгляда на тех, кто сидит за столом.

В зале собрались только те, кто вошел в новый кабинет. Отсутствие Германа Грефа, Михаила Зурабова и Владимира Яковлева бросалось в глаза - они в понедельник обрели ранг бывших министров. На месте зато были все остальные (не хватало только находящегося в Нью-Йорке главы МИД Сергея Лаврова), сели они по обе стороны стола примерно так, как сидят обычно на заседаниях правительства, а возглавляли обе шеренги Дмитрий Медведев и Сергей Иванов - в их статусе явно ничего не изменилось. Остальные светились однозначно торжествующими улыбками.

- А почему ваша сторона больше? - спросили "Известия" министра образования Андрея Фурсенко, замыкавшего шеренгу со стороны Иванова. Фурсенко многие эксперты называли в числе кандидатов если не на отставку, то на "распил" - то есть разделение функций возглавляемого им ведомства.

- А нас всегда больше! - несколько загадочно, но очень бодро отозвался тот.

На месте оказался и глава Минобороны Анатолий Сердюков - это означало, что президент не принял его прошение об отставке. Сердюков просил о ней потому, что находится, выражаясь официальным языком, "в близких родственных отношениях" с новым премьером Виктором Зубковым (женат на его дочери), однако в итоге Путин решил, что это не столь существенно. Почему - на этот вопрос давал ответ дальнейший обзор стола. Его, безусловно, украшала Татьяна Голикова - до понедельника замминистра финансов и супруга Виктора Христенко. При этом сам Христенко в зале тоже присутствовал. А место рядом с Христенко занимала Эльвира Набиуллина - вторая женщина в новом правительстве, до того несколько лет просуществовавшем исключительно в мужском составе.
Третий "новичок" - Дмитрий Козак, ровно три года назад все из того же Белого дома отправленный полпредом в Южный округ.

В зал вошли Владимир Путин и Виктор Зубков. Путин напомнил, что именно заставило обновить правительство - сбой темпа из-за ожидания того, кто в итоге пойдет на выборы. От сбоев должна теперь подстраховывать система оценки эффективности деятельности министров - о необходимости ее подготовки первым делом объявил Путин. И лишь потом он объявил, чем займутся "новички": Татьяна Голикова станет главой Минздравсоцразвития, Эльвира Набиуллина возглавит Министерство экономического развития (Путин произнес его название именно так, без слова "торговля"), Дмитрий Козак возьмет на себя руководство Минрегионразвития. Оговорка Путина насчет МЭРТ, судя по всему, была не случайна - он сообщил, что функции этого ведомства будут "уточнены". Как сообщили источники "Известий", некоторые из них перейдут к Минрегиону.

Таким образом, Путин продолжил кадровый принцип, обозначенный с появлением Виктора Зубкова на посту премьера. Все трое новых министров, как и новый глава правительства, не были в "кадровой тени" , при этом все, кроме Козака, не относятся и к "питерским", однако со "скамейки запасных" в основную команду перешли именно они.

Казус Сердюкова (почему зять премьера не может быть министром)

Всю минувшую неделю продолжался спор - позволяет ли Анатолию Сердюкову закон занимать пост министра при премьере-тесте. Глава комитета по обороне Совета федерации Виктор Озеров сказал: раз министра обороны президент назначает сам, напрямую, то может. Однако сенатор ошибся: и в статье 32 закона "О правительстве", и в Положении о Минобороны сказано, что президент назначает и освобождает министра обороны по представлению премьера.

Затем политологи заговорили, что в перечне упомянутых в законе родственников нет слова "зять". Действительно, там не упоминаются зятья, равно как и тести и тещи, свекры и свекрови. Там сказано просто - "родители супругов". И наконец, 19 сентября депутат Госдумы Владимир Плигин объяснил, что премьер и министры живут по закону "О правительстве", а в нем запрета на родственные связи нет. То есть закон о госслужбе - не для высших лиц государства. Юристы, пожелавшие остаться неназванными, с Плигиным не согласились: "Если министры не госслужащие, то кто?"

- Формально в законе "О правительстве" прямого запрета на родственные связи действительно нет, - сказал "Известиям" замруководителя секретариата Конституционного суда России Леонид Лазарев. - Однако есть правовой принцип, ограничивающий родственные связи чиновников в механизме государственной власти. Он заложен в законе "О государственной гражданской службе". Исходя из этого юридического принципа, из его правового смысла, ограничения должны распространяться на всю структуру власти, включая премьеров и министров.