Муниципальным чиновникам присвоят звания и доплатят за работу

На модерации Отложенный Вчера законодатели в первом чтении приняли поправки в закон «О муниципальных служащих», предусматривающие присвоение местным бюрократам классных чинов. Подобные «звания» федеральные служащие получают уже давно, а вот на самом низшем уровне власти такой градации пока нет. Введение чинов позволит удержать на месте разбегающиеся кадры и «простимулировать» их работу.

Как рассказал «НИ» член думского комитета по вопросам местного самоуправления Анатолий Локоть, за последнее время на Охотный Ряд поступило сразу четыре похожих законопроекта, предлагающих ввести классные чины на муниципальном уровне. Один документ пришел из Совета Федерации, два из региональных парламентов – Агинского Бурятского и Пензенского, а последний внес депутат Госдумы еще прошлого созыва Борис Виноградов. «Мы рассматривали одновременно все эти документы и решили принять за основу проект пензенских коллег», – рассказал г-н Локоть. Согласно их инициативе, классные чины должны присваиваться муниципальным служащим по результатам квалификационных экзаменов и будут «указывать на соответствие уровня их профессиональной подготовки предъявляемым квалификационным требованиям». Авторы уверены, что сейчас требования к профессиональным навыкам муниципальных чиновников есть, а званий нет. «Соответственно отсутствует и доплата за него»,– сокрушаются региональные законодатели.

Их федеральные коллеги тоже считают, что «введение классных чинов необходимо», но по другой причине. «Дело в том, что сегодня в муниципалитетах работать никто не хочет. Это очень тяжелый и неблагодарный труд. К чиновникам такого уровня предъявляется много требований, но при этом там очень запутанное законодательство и недостаточное финансирование», – объясняет «НИ» г-н Локоть. Поэтому все муниципальные служащие «стремятся уйти со своих должностей куда угодно» и в этой области возник «острый недостаток квалифицированных кадров». По словам депутата, чтобы как-то «закрепить эти кадры на местах» и «немножко стимулировать их к работе», решили принять законопроект и утвердить систему чинов.
«Но это была инициатива снизу, а мы пошли навстречу», – подчеркнул парламентарий.

Впрочем, в проекте не поясняется, какие именно чины будут присваиваться, и за какие заслуги. И уже тем более в документе не указано, каков будет размер «доплаты» за «звание». «Ко второму чтению, я думаю, все будет более подробно расписано, но пока это, конечно, общие фразы. Комитет руководствовался тем, чтобы ограничиться такими рамками и дать возможность каждому субъекту самому проявить творчество», – объяснил г-н Локоть.

Между тем эксперты не сомневаются, что к данному вопросу в регионах подойдут творчески. «Наверняка, чем выше будет чин – тем больше будет льгот и денежные надбавки солиднее», – говорит «НИ» гендиректор Совета по национальной стратегии Валерий Хомяков. Однако, по словам политолога, муниципальный чиновник, получив некий чин, осознает, что «попал в обойму». Естественно, он станет делать все, чтоб из нее не вылететь: «перестанет обижать своего начальника», а может быть, «даже лучше работать». Но, с другой стороны, говорит г-н Хомяков, принимая этот закон, депутаты, может, и, не осознавая, втянут органы муниципальной власти в вертикаль государственной власти. «Это будет противоречить Конституции. Там написано, что муниципальная власть от государственной отделена, и должна формироваться только по воле граждан. Но сейчас возникает опасность, что местное самоуправление начнет размываться», – поясняет Валерий Хомяков.

В свою очередь, заместитель гендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин сказал «НИ», что единственное, чему может поспособствовать появление этого законопроекта – повышению самооценки муниципальных чиновников.

«Один мой знакомый говорил, что пока сам не стал чиновником, то думал, что все эти чины – мишура и ничего не значат. Но когда сам стал чиновником и получил чин, соответствующий достаточно высокому офицерскому званию в армии, то почувствовал, как его самооценка существенно выросла. Он ведь не просто чиновник теперь, он еще и почти офицер!» – смеется политолог.