Россия передала украинских заключенных киевским властям

На модерации Отложенный

Федеральная служба исполнения наказаний передала Киеву 12 граждан Украины, которые находились в тюрьмах Крыма на момент воссоединения полуострова с Россией. В прошлом году уполномоченный по правам человека Татьяна Москалькова попросила украинскую сторону забрать своих заключенных с российской территории, и вот в пятницу на КПП в Белгородской области состоялась их передача.

На КПП "Нехотеевка-Гоптовка" к каждому заключенному один и тот же вопрос от украинских силовиков: есть ли претензии к российской стороне? Отрицательные ответы никого не удивляют, у осужденных еще до референдума в Крыму жителей Украины претензии должны быть к киевским властям: почему почти три года потребовалось, чтобы вернуть их на родину?

17 марта российская ФСИН в плановом порядке передала правовым органам Украины для дальнейшего отбывания наказания в государстве гражданства 12 осужденных граждан Украины. До сих пор киевские власти отказывались принимать заключенных в плановом порядке. Долгое время скользкий вопрос старалась решить уполномоченный по правам человека в России Татьяна Москалькова, и совсем недавно договоренности с Киевом все-таки были достигнуты. "Это очень необычный случай, не урегулированный международными правовыми документами, основанный именно на принципах нравственности, гуманизма и справедливости", — отметила Татьяна Москалькова. 

Ситуация с украинскими заключенными – а эти 12 человек, кстати, не все: всего в крымских тюрьмах их 18 – действительно беспрецедентная. Никаких оснований ограничивать свободу осужденных украинскими судами у России не было, но и отпустить обитателей исправительной колонии строгого режима, то есть, по сути, насильников и убийц, тоже было нельзя.

"В нашей колонии восемь осужденных граждан Украины, на которых администрацией исправительного учреждения еще в 2015 году были оформлены документы для экстрадиции и их дальнейшего отбывания наказания на Украине", — пояснил начальник отдела по воспитательной работе с осужденными ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Крым и Севастополю Александр Дорохин.

Осужденный Украиной Николай Косинчук, почти рыдая, говорит: "Я, думаю, что просто забыли за нас. Я уже два года отбываю наказание в Российской Федерации, хотя осужден на Украине. Очень хотелось бы, чтобы наш президент забрал нас на Украину, у меня же там родственники, здесь нет никого. Очень хочется домой".

Эти люди потеряли связь с родными и близкими. Письма с Украины сюда не приходили, на просьбы арестантов об экстрадиции никто не отвечал. "Мать уже в возрасте. Ей уже тяжело физически и финансово. Пусть я не вижусь с ней, не получаю ни передач, ни посылок, не могу получать, то есть, не получается. Поэтому хочется уехать туда, на родину... Зэк, не зэк — гражданин другой страны. Считаю себя немного брошенным. Надежда все-таки есть. Ждем, что все равно мы уедем туда, на Украину, так как там находятся все родные и близкие родственники", — рассуждает осужденный Андрей Бродецкий.

Благодаря работе российских юристов и правозащитников теперь отбывать наказание преступники будут в той стране, законы которой они нарушили. Три года на территории российского Крыма и так сэкономили украинским властям неплохую сумму: содержание одного осужденного в год стоит примерно столько же, сколько лечение 20 больных.