Программа Венецианского фестиваля порадует киноманов

На модерации Отложенный

В английском языке существует слово lionize, от слова lion - лев. Означает: «носиться с кем-либо как со знаменитостью, поднимать вокруг кого-то шум». Это слово часто употребляют в статьях о Мостре, Венецианском кинофестивале, потому что победитель фестиваля получает статуэтку крылатого Золотого льва.

В этом году 66-я Мостра проходит со 2 по 12 сентября, и в основном конкурсе на «Золотого льва» претендуют 24 фильма. 23 из них названы заранее, а последний, по традиции Мостры, - это сюрприз. Кто победит, предсказать невозможно, да, в общем, не очень и важно. Главные мировые кинофестивали тем и хороши, что для них вопрос, какое кино сейчас актуально, важнее, чем вопрос, кто именно победит.

В отличие от гламурного и напыщенного Канна, для которого и мейнстрим, и артхаус - своего рода дань моде, Венеция всегда предпочитала визионеров, безумцев, шутников, синефильских кумиров. В этом году у синефилов в Венеции будет много радости. От «36 видов с пика Сен-Лу» родоначальника французской «новой волны» Жака Риветта до нового «Тецуо» сумасшедшего японского гения Шиньи Цукамото. И от новой работы жесткой дамы Клер Дени «Белый материал» с Изабель Юппер до «Выживания мертвецов» Джорджа Ромеро, главного специалиста по неуклюжей и недоброй нежити.

Самый ожидаемый фильм конкурсной программы - безусловно, «Плохой лейтенант» Вернера Херцога. Это не столько ремейк, сколько вариация на тему одноименного фильма Абеля Феррары, снятого в 1992 году, - коктейля из католицизма, кокаина, ярости и бейсбола. Если кто-нибудь в киномире и может сравниться с Абелем Феррарой по репутации циника и хитрого безумца, то это Вернер Херцог - во всяком случае, эти режиссеры произносят слово f*ck одинаково часто и убедительно.

Ферраровский плохой полицейский в исполнении Харви Кейтеля, купаясь в кокаине, расследовал изнасилование монашки. Он употреблял наркотики просто так. У героя Николаса Кейджа в фильме Херцога для страсти к наркотикам есть причина. Еще у него на столе огромная воображаемая игуана, а дело, которое он расследует, не имеет отношения к католицизму: убийство каких-то эмигрантов.

Абель Феррара, узнав о проекте Херцога, сказал: «Чтоб эти люди в аду сгорели. Надеюсь, они все окажутся в одном трамвае и он взорвется». Вернер Херцог в ответ заявил, что не видел ни одного фильма Феррары, в том числе и «Плохого лейтенанта».

Еще один немолодой анфан террибль, Майкл Мур, привез на Мостру свой агрессивно-обсессивный документальный фильм «Капитализм: лав-стори». Как всегда у Мура, это детектив, и, как всегда у Мура, это комедия. А сам он уверяет, что это фильм про вампиров - про тех, кто высасывает кровь у простых людей и устроил весь этот кризис. Уже получив и каннскую «Золотую ветвь», и «Оскара», и много критики за свои ультралевые взгляды, на этот раз Мур с криками «Верните наши денежки!» трясет мешком на Уолл-стрит.

Гламурная публика не хочет думать о кризисе и не очень ценит разборки больших режиссеров. Для нее самой громкой премьерой станет «Одинокий мужчина», режиссерский дебют дизайнера Тома Форда - того самого, который одевал Джеймса Бонда в «Кванте милосердия» и Брэда Питта на церемонии вручения «Оскаров» в этом году.



Как всегда, в конкурсе много итальянцев, в том числе Микеле Плачидо с «Большой мечтой» и Джузеппе Торнаторе с «Баарией» (этим фильмом фестиваль откроется). Ну и вообще весь список - радость синефила. Фатих Акин, подкупивший всю Европу своим фильмом «Головой о стену», с новой картиной Soul Kitchen (у нас переводят и как «Кухня души», и как «Кухня в стиле соул»). Патрис Шеро, дрейфующий между театром и кино, привозит «Преследование». Джессика Хауснер, чей «Отель» пять лет назад поразил так и не разгаданной тайной, покажет «Лурд». Поу-Сой Чеанг, специалист по людям в крови и за гранью отчаяния, продолжает тему в картине «Убийцы». Жако ван Дормаэль, бывший клоун, автор поэмы бессилия «Тото-герой», представит «Мистера Никто». Тодд Солондз расскажет про «Жизнь во время войны». А «Дорога» Джона Хиллкоута с Шарлиз Терон, Вигго Мортенсеном и Гаем Пирсом уже сейчас числится среди главных фаворитов фестиваля.

Предыдущие фильмы Хиллкоута - «Предложение» по сценарию Ника Кейва и «Призраки гражданской смерти» - отличала ясно высказанная безнадежность: мир, окружавший персонажей его фильмов, и оказывался в них главным героем, насильником и убийцей. «Дорога» - экранизация постапокалиптического романа Кормака Маккарти, известного своим романом «Старикам тут не место». От тандема Хиллкоут-Маккарти ждут смертельного роуд-муви.

Во втором по значению конкурсе Мостры, «Горизонты», творится полный беспредел: тут и Repo Chick Алекса Кокса (вольный сиквел его же «Экспроприатора», в багажнике которого сиял радиоактивный инопланетянин), и «Пепперминта» Пипилотти Рист, известной прежде всего своими инсталляциями и видеоопытами, и альманах «Короткое замыкание» модных молодых режиссеров из России - Германа-младшего, Буслова, Хлебникова, Вырыпаева и Серебренникова. В этом же конкурсе - «Читаем \"Блокадную книгу\"» Сокурова и La Danse американского классика документального кино Фредерика Уайзмана.

Впервые в истории Мостры на фестиваль приедет Джордж Лукас. Не за наградой, а наоборот: он выдаст пиксаровским умникам во главе с Джоном Лассетером специальный приз «За выдающиеся достижения».

По такому случаю обещают показать 3D-версии первых двух «Историй игрушек» и куски из будущих «Истории игрушек-3» и «Принцессы и лягушки» (это важное кино, в нем студия Disney собирается отвернуться от компьютерной графики и вспомнить о рисованной анимации), а Лассетер с компанией проведут мастер-класс. Еще один спецприз - за «след в мировом кинематографе» - достанется простому и честному парню Сильвестру Сталлоне. Ранее этот приз получали Такеши Китано, Аньес Варда и Аббас Киаростами.

В получасе езды от Дворца кино проходит Биеннале современного искусства. Девиз биеннале этого года - «Создавая миры». Для кино этот девиз тоже подходит: возможно, на Мостре-2009 леонизируют, как это часто бывает на фестивалях, не самого талантливого кинематографиста, но уж точно - того, кто умеет создавать миры.