Российские банки не пострадают от украинских санкций

На модерации Отложенный

Кредитные организации могут успешно оспорить их в международных судах, отмечают эксперты.

Руководство российских банков считает санкции Киева в отношении украинских "дочек" дискриминационными и политически мотивированными, а Кремль готов защищать интересы банков РФ всеми доступными средствами.

Эксперты же уверены - решение украинских властей может быть успешно оспорено в международных судах.

В четверг президент Украины Петр Порошенко ввел в действие санкции в отношении пяти банков с российским капиталом сроком на год. Под санкции попали Сбербанк, ВТБ, Проминвестбанк (принадлежит Внешэкономбанку), VS Bank (принадлежит Сбербанку через европейскую "дочку" Sberbank Europe) и БМ Банк (принадлежит ВТБ), которым запрещается выводить средства за пределы страны.

Украинский лидер также поручил правительству и Нацбанку принять меры по запрету размещения в банках, попавших под санкции, средств госпредприятий, учреждений, организаций и других хозяйственных структур с участием государства.

 

По мнению главы ВТБ Андрея Костина, решение о санкциях - "чисто политическая вещь, она будет зависеть от того, как будет развиваться политическая ситуация на Украине". Он уверен, что ни для украинской власти, ни для президента в этом нет никакого резона - это лишь наносит ущерб экономике. 

"Считаем это решение дискриминационным, политически мотивированным и не вызванным какими-либо действиями нашего дочернего банка, нарушающими законы Украины", - прокомментировала ситуацию пресс-служба Сбербанка.

Накануне замглавы Нацбанка Украины (НБУ) Екатерина Рожкова выразила надежду, что банки с российским капиталом "покинут украинский рынок цивилизованно". Это не первый случай подобной риторики со стороны Рожковой - еще в феврале она заявляла, что у российских банков нет будущего на территории Украины. При этом замглавы НБУ уверена, что у российских банков достаточно средств для выполнения своих обязательств перед клиентами в условиях украинских санкций.

На сегодняшний день обязательства банков с российским госкапиталом перед украинскими физическими и юридическими лицами составляют 36 млрд гривен ($1,34 млрд), объем их кредитных портфелей - 150 млрд гривен ($5,6 млрд).

По мнению Сбербанка, введение санкций на фоне "физического блокирования центрального офиса и ряда отделений представителями радикальных организаций, а также непрекращающихся актов вандализма в отношении имущества банка" - явное подтверждение нежелательности для нынешних властей Украины присутствия инвестиций крупнейшего российского банка в стране. При этом в Сбербанке не теряют надежду на поддержку НБУ в восстановлении нормальной работы его украинской "дочки".

Санкции ударят по вкладчикам

Санкции Украины в отношении структур российских банков ударят по украинским вкладчикам, заявил министр финансов РФ Антон Силуанов в эфире телеканала "Россия 24". "Это такая недальновидная политика. В первую очередь вкладчики, которые принесли деньги в эти банки, не получат свои деньги. Это рост напряженности, эта тактика не отвечает интересам и бизнеса, и граждан. Поэтому решение недальновидное", - подчеркнул министр.

С этой позиций солидарен и Сбербанк, который призвал Нацбанк Украины "обеспечить нормальные условия для обслуживания банком своих клиентов - нескольких десятков тысяч украинских юридических лиц и больше миллиона частных клиентов - граждан Украины". Размер своих возможных потерь банк не прокомментировал. Однако, как сообщал накануне старший директор агентства Fitch Ratings Александр Данилов, санкции не станут ударом для Сбербанка, доля украинской "дочки" которого составляет менее 1% в общем объеме активов материнской структуры.

Банки с российским капиталом являются единственной здоровой частью банковской системы Украины, считает замминистра финансов РФ Алексей Моисеев. "Я слышал, что это единственная здоровая часть банковской системы Украины, поэтому им (Нацбанку Украины - прим. ред.), конечно, виднее, что они делают. Подозреваю, что российские банки давно создали соответствующие резервы на все свои вложения на Украине", - отметил замглавы российского Минфина.

Потери несущественны

Убытки, которые может понести ВТБ в результате украинских санкций, несущественны для группы, заявил глава ВТБ Андрей Костин в интервью телеканалу "Россия 24".

Размер убытков он оценил в несколько сотен миллионов долларов. "Это несущественная часть, но все равно не хотелось бы (нести убытки - прим. ред.), даже если речь идет о не очень больших суммах", - добавил Костин.

Он подчеркнул, что ВТБ продолжит свою деятельность на Украине с целью максимального возврата вложенных средств и защиты интересов клиентов, прежде всего украинских, на данный момент у группы "других интересов нет".

Санкции не сильно повлияют на сделку по продаже Внешэкономбанком (ВЭБ) украинского дочернего Проминвестбанка, уверен глава ВЭБ Сергей Горьков. Российская госкорпорация также не ожидает снижения стоимости своего актива. "Санкции касаются межбанковского кредитования, поэтому ни на сделку, ни на состояние банка это не влияет. Хотя, конечно, атмосфера не очень позитивная, клиенты волнуются", - отметил Горьков.

Россия встанет на защиту

Финансовая устойчивость российских кредитных организаций не пострадает даже при самом негативном развитии событий на Украине, заявили ТАСС в пресс-службе ЦБ РФ.

Регулятор также проводит с банками, имеющими активы на Украине, работу по моделированию негативных сценариев, "в том числе и сценария полного обесценения этих инвестиций".

Кремль также пообещал защищать интересы российских банков на Украине всеми доступными средствами. По словам пресс-секретаря президента РФ Дмитрия Пескова, ситуация на Украине "пугает своей тенденцией к дальнейшей деградации и к усилению напряженности". "Мы весьма обеспокоены в связи с ситуацией, которая складывается вокруг наших банков, в связи с ограничениями, которые введены или будут вводиться в отношении российских юридических лиц или их дочерних предприятий", - сказал Песков, подчеркнув, что "это противоречит международному праву".

Шансы на успех

Опрошенные ТАСС юристы убеждены, что российские банки имеют достаточно оснований для обращения за защитой своих интересов в международные суды, так как действия украинского регулятора идут вразрез с нормами международного права.

В частности, речь идет о нарушении Конвенции о защите прав и основных свобод человека, участниками которой являются и Россия, и Украина. "Нормы конвенции распространяются также и на юридические лица, в данном случае - российские банки на Украине", - пояснил глава банковской и финансовой практики юридической фирмы Lidings Дмитрий Гравин. Речь идет о нарушении прав в виде дискриминации по национальному признаку украинским государством, что является основанием для обращения с соответствующей жалобой в Европейский суд по правам человека.

Принятие Украиной подобных ограничений может быть признано нарушением положений российско-украинского соглашения о поощрении и взаимной защите инвестиций 1998 года, указывает партнер немецкой консалтинговой группы Noerr в России Виктор Гербутов. В частности, в рамках указанного соглашения Украина обязалась обеспечить на своей территории инвестициям, осуществленным инвесторами РФ (в том числе российскими банками), и деятельности в связи с такими инвестициями режим не менее благоприятный, чем режим, который предоставляется собственным инвесторам или инвесторам любого третьего государства, исключающий применение мер дискриминационного характера.

Кроме того, Украина прямо гарантировала российским инвесторам беспрепятственный перевод платежей за границу в связи с инвестициями, а это включает в себя и часть операций между российскими банками и их дочерними структурами.

"В соответствии с соглашением, российские банки имеют возможность оспорить действия Украины как в государственных судах Украины, так и в международном арбитраже (Стокгольмском арбитраже и Арбитраже по правилам ЮНСИТРАЛ). Подобные инвестиционные споры не являются уникальными, у российских банков есть шансы на успех", - убежден Гербутов.

"Потенциально у российских инвесторов могут быть неплохие шансы на возмещение ущерба", - отметил старший юрист компании Norton Rose Fulbright Андрей Павлов.