Климатрон: наглядное пособие по экологии

На модерации Отложенный

Проблемы добычи нефти, вырубки тропических лесов и гибели рифов не касаются обывателя? Кажется, что их раздули отрабатывающие гранты гринписовцы? А всё перечисленное - последствия естественных процессов? Только когда своими глазами видишь увязших в нефти птиц, «лунный» пейзаж выработанных карьеров, выжженный после вырубки тропический лес, возникает только один вопрос: вернётся ли это к первозданному виду? Но как получить представление об этом первозданном виде, скажем, жителю мегаполиса?

Наверное, самый известный из проектов по сохранению биоразнообразия в России, для тех, кто помнит, - Красная книга (последний выпуск в 2001 году). Но кроме сбора беспристрастной статистики о вымерших видах, внимание людей к этой проблеме необходимо привлекать более доступными и понятными средствами. Конечно, есть такой предмет, как «экология», в школьной программе. Знание терминов помогает понять и объяснить, но ведь надо ещё ценить и уважать.

Действенный способ проникнуться темой сохранения живой природы - в буквальном смысле совершить некое самостоятельное действие, хотя бы ознакомительную поездку в национальный парк или поход в музей естественной истории, в ботанический сад. То, что направление экологического туризма становится всё более востребованным среди услуг туроператоров, свидетельствует о том, что на какие-то минипоступки многие обыватели уже готовы.

Поучительные развлечения

Отличное наглядное пособие для подобных образовательных целей - климатрон. Он представляет собой сооружение с комплексом экологических условий (климатических, почвенных), где воссоздана та или иная экосистема. В климатроне выращивают не отдельные виды растений (как в обычной оранжерее), а целые растительные сообщества, типичные для определённых зон (например, тропиков, субтропиков, Средиземноморья). В таких искусственно воссозданных экосистемах нередко обитают и некоторые виды насекомых, рептилий, амфибий, птиц и даже млекопитающих.

Это не зоопарк, где обитатели и посетители разделены барьером, и не национальный парк, в котором можно целый день идти по экологической тропе и никого не встретить. При этом климатрон выполняет не только образовательно-иллюстративные функции, но является также гигантской научной лабораторией, где можно вести исследования, связанные с акклиматизацией растений, изучать их полезные свойства, наблюдать за видами, ставить интереснейшие эксперименты.

В настоящее время наиболее известным и популярным климатроном считается британский «Проект Эдем» (Eden Project или «Райский сад»). Его создали девелопер Тим Смит и архитектор Джонатан Болл, получив в 1995-м году грант в 25 000 фунтов от Millennium Commission. Теперь же весь проект оценивается в 75 миллионов фунтов. Здание климатрона уже имеет культовый статус, подобно музею Гуггенхайма в Бильбао, и используется как фон для телевизионных новостей и интервью. Кроме того, в нём снимали один из фильмов бондианы, а именно «Die another day».

Климатрон «Проект Эдем» расположен на территории в 15 гектаров в бывших карьерах для добычи каолина в графстве Корнуолл. С архитектурной точки зрения его постройки представляют собой очень просторную и лёгкую конструкцию, накрытую куполами из стальных шестиугольных рам (диаметр стальной трубки всего 193 миллиметра).

На рамы, образующие филигранную сеть, напоминающую пчелиные соты, натянута прозрачная плёнка ETFE (сополимер этилена и тетрафторэтилена). По сравнению со стеклом плёнка ETFE стоит вдвое меньше, обладает лучшей теплоизоляцией, пропускает больше света и весит всего один процент от веса стекла.

Пространство климатрона разделено на два сектора, в которых воссозданы два связанных биома - влажных тропиков и Средиземноморья. В «тропическом» секторе, который несколько больше «средиземноморского», спокойно разместится лондонский Тауэр (размеры сектора: 240 метров в длину, 55 метров в высоту и 110 метров в ширину). В нём постоянно поддерживается средняя температура 24 градуса Цельсия и влажность 90 процентов. В нём высажено более 1 129 видов растений, характерных для Юго-Восточной Азии, Западного побережья Африки и Южной Америки.

Средиземноморский биом представлен растениями из Южной Африки, калифорнийского чапараля (вечнозелёные жестколистные кустарники) и побережья собственно Средиземного моря. Всего на территории более чем в полгектара высажено 1 015 видов растений. Температура варьирует от 9 градусов Цельсия зимой до 25 градусов Цельсия летом. В этих «биомах» прижились некоторые виды ящериц, лягушек, насекомых, но всё равно чувствуется нехватка представителей фауны.

А вот в подобном климатроне при зоопарке Цюриха воссоздана биосистема, имеющая полное право называться настоящим биомом: наряду с ландшафтными, климатическими и ботаническими элементами в ней имеются и животные, и в достаточном количестве.

В 1992 году по инициативе Международного союза охраны природы (International Union for Conservation of Nature) в Цюрихском зоопарке стартовал совместный с мадагаскарским Национальным парком Масоала проект, призванный поддержать интерес к вопросам сохранения видового разнообразия тропических дождевых лесов Африки. Стоимость проекта оценивается в 52 миллиона швейцарских франков.

Официальное открытие состоялось в июне 2003 года. На территории в 11 000 квадратных метров воссоздана часть тропического леса Мадагаскара, с флорой и фауной только этого уголка природы. Постоянно поддерживается средняя температура 25 градусов Цельсия и влажность 80 процентов, искусственные системы «проливают» ежедневно 6 миллиметров осадков.

На территории насчитывается более 20 000 тропических растений (400 видов из 92 семейств) и 48 видов позвоночных (более 300 особей), включая лемуров, летучих мышей, птиц, черепах, экзотических ящериц и рыб. И это не считая различных насекомых!

Это лишь два примера проектов, направленных в первую очередь на образовательные цели, и косвенно на научные. Подобные программы сохранения биоразнообразия реализуются по всему миру, в частности, в США уже есть два климатрона - при Ботаническом саде в Сент-Луисе (штат Миссури) и так называемый проект Biosphere 2 в городе Оракл (штат Аризона). В России идеи создания таких сооружений обсуждались с 1973 года, однако до сих пор не реализованы.