Интернет - опасный сегмент рынка курительных смесей

На модерации Отложенный

Депутаты российского парламента сегодня решили провести \"правительственный час\", посвященный обсуждению проблемы, связанной с распространением и употреблением курительных смесей из шалфея, гавайской розы и голубого лотоса.

Политики обеспокоены распространением в России дурманящих смесей, и они решили взять эту проблему на контроль. Главный санитарный врач Геннадий Онищенко поддержал депутатов и рассказал об этой проблеме в эфире радиостанции \"Вести ФМ\".

- Геннадий Львович, здравствуйте!

- Добрый вечер!

- Насколько я знаю, вы еще в апреле подписали постановление, запрещающее реализацию вот этих вот смесей, в состав которых и входит пресловутый шалфей, гавайская роза и голубой лотос. Что изменилось с тех пор в это ситуации?

- На самом деле эта проблема имеет более продолжительную историю. И в нашу страну она пришла на плечах совсем других товаров. Когда наш бизнес начал активно регистрировать в нашей стране, так называемые смеси использовались для ароматизации помещений - под этим благовидным предлогом были зарегистрированы целый ряд смесей. Это, прежде всего, естественные травы. Но эти смеси по своей рецептуре - это были гелеобразные консистенции, которые содержали глицерины, которые имели растительные экстракты, отдушки и так далее, и должны были выполнять роль благовоний в помещениях. А потом, имея эти названия, начали завозить в огромных количествах так называемые курительные смеси.

На самом деле эти курительные смеси - это примерно 20-21 вид растений, естественно произрастающих в природе, для нашей страны являются экзотическими, но все они имели одно свойство - они вызывали галлюциногенный эффект при их курении. Мы отменили все эти санэпидемзаключения, и все, что сейчас уже происходит, это происходит на контрабандном уровне. То ли были завезены огромные объемы этих трав и сейчас реализуются в нашей стране, то ли эти каналы не прекращены, несмотря на официальный запрет, и поэтому здесь нам очень нужны правоохранительные органы, которые могли бы, используя свою правовую базу, уже работать на рынке ввоза в нашу страну через таможенные наши пункты. Как правило, история этих смесей - это Амстердам, это примерно с той стороны.

- Но ведь в Европе, насколько я знаю, они вообще запрещены. Уже давно очень.


- Да, давно запрещены. Вот нашли к нам этот канал. И я должен сказать, что сейчас идет активнейшее сопротивление, в том числе и в прессе. Когда говорят, ну, вот Онищенко запретил всего три травы, а остальные-то, мол, законны еще. Нет, запрещены все виды курительных смесей. И вот эти все шалфеи предсказателей, семена и листья голубого лотоса и гавайская роза - это просто как примеры наиболее губительно действующих на здоровье наших детей.

Поэтому озабоченность Думы мне очень импонирует.

- Что вообще должны сделать, на ваш взгляд, депутаты? Какой принять закон или что?

- Все эти смеси убрать из этого серого правового поля, когда в правовом пространстве действует лишь постановление главного санитарного врача, правда, зарегистрированное Минюстом, это очень важное обстоятельство. Минюст признает законность этого постановления. Все эти вещества должны быть отнесены или к психотропным веществам, чем они являются по существу, или к сильнодействующим ядовитым веществам. Например, в США семена гавайской розы находятся в списке ядовитых веществ, как ядовитое растение. И, естественно, раз оно ядовитое растение, оно запрещено. У нас этого нет. Конечно же, кроме нашей медицинской составляющей, нам нужна силовая поддержка и там, где в регионах губернаторы понимают остроту проблемы. Например, в Саратовской области, мы работаем вместе с прокуратурой, с МВД, с Госнаркоконтролем. И тогда есть эффект. Тогда есть изъятие, есть закрытие этих предприятий, которые как грибы растут и продают это все.

- Они продают это все легально, в магазинах?

- В том то и дело. Но сегодня самым опасным сегментом развития этого рынка является, конечно, Интернет. Сегодня, если войти в Интернет, вы можете договориться о любом. На любой станции московского метрополитена можно купить. Вы звоните, вам говорят: \"приезжайте на такую-то станцию\". И в течение 3-5 минут любой человек, имея соответствующую сумму, может купить этого яда, этого наркотика, другого я здесь не могу определения дать, и уйти от реалий на непродолжительное время, забыться в этом химическом сне. И потом очень серьезно на него подсесть. Потому что это разрушает психику, это разрушает здоровье молодых людей. Достаточно сказать, что шалфей предсказательный по своему эффекту, по своей активности приближается к полусинтетическому ЛСД. Что такое ЛСД, по-моему, объяснять не надо.

- Геннадий Григорьевич, мы убедились, насколько серьезна эта проблема. На ваш взгляд, как скоро Госдума может принять соответствующие меры?

- Не только Госдума, тут есть возможность принять и подзаконные акты. На последней комиссии, которая у нас была - Государственная комиссия антинаркотическая - мы эту тему обсуждали и есть поручение. Я думаю, что нужно законодательно закрепить - это абсолютно, это не обсуждается, поскольку инерционный процесс принятие законов - можно на уровне подзаконных актов межведомственных. Найти те резервы юридические, которые дадут возможность всем правоохранительным органам на правовой основе очень жестко вылущить из нашей молодежной среды эту набирающую силу эту трагедию.