Россияне стали активно искать родственников за границей

Ирине Волковой 38 лет, она работает аудитором в Смоленске. В Смоленске жизнь не сахар, западная Россия вообще живет относительно бедно. И вот Ирина собралась в сентябре пару недель отдохнуть у своего двоюродного брата в Монреале. Брат у нее человек не бедный: у него свой дом и хорошая зарплата. Ирина надеется, что вся поездка обойдется ей долларов в 500: кузен даже пообещал оплатить билет, хотя еще полгода назад они даже не были знакомы.

Волкова своего брата нашла с помощью интернета, и ее история - типичный пример: в последнее время поиски родственников за границей стали излюбленным хобби в России. Люди штурмуют западные сайты, забрасывают запросами городские архивы и выстраиваются в очередь к генеалогам.

Сергей Котельников, руководитель проекта «Всероссийское генеалогическое древо», говорит, что клиентов у него действительно очень много и их с каждым днем все больше. Большинство ищут потомков своих прадедушек и прабабушек, уехавших за границу после революции 1917 года. Многие разыскивают родственников, которые эмигрировали в конце прошлого века, когда рухнул железный занавес. Истории бывают разные: кто-то вспоминает семейную легенду о вывезенных из неспокойного Петрограда фамильных драгоценностях и миллионах на швейцарских счетах, кто-то - о троюродной сестре мужа, которая в перестройку уехала то ли в Израиль, то ли в Штаты.

Кузену Ирины Волковой скоро 50 лет. Он уехал в начале 90-х, но они никогда не были знакомы. Их родители общались, но потом связь прервалась окончательно. И вот весной Ирина начала искать брата. Первое, что она сделала, зарегистрировалась в социальных сетях. Брат написал ей первым: оказалось, что он тоже ищет своих родственников в России.

На американских, европейских, японских и даже новозеландских сайтах по поиску людей все чаще общаются на русском языке. Русских в последнее время стало так много, что большинство сайтов даже ввели специальную рубрику From Russia («Из России»), говорит Алекс Волдрэк с крупнейшего международного генеалогического портала myheritage.com. Ресурсы вроде missingrelatives.com, peoplefinders.com или your-family-tree.com в первых строках рейтингов самых популярных сайтов. Там тоже ищут эмигрантов из России.

Российские генеалоги связывают рост интереса к интернет-поискам родственников с тем, что в России активно осваивают сеть люди старшего поколения. Молодежь реже интересуется корнями, а пенсионерам приятно покопаться в прошлом. Кроме того, все больше пользователей рунета оплачивают различные сервисы пластиковыми картами, говорит Антон Вальдин из Ассоциации профессиональных генеалогов. И теперь они могут заходить на платные западные сайты - опять-таки искать родственников в платных справочниках. Ну и нельзя забывать, что за последнее десятилетие значительно выросло число людей, говорящих на иностранных языках, добавляет Вальдин. Ведь для того чтобы посещать иностранные сайты, нужно знать хотя бы английский.



Евгении Сидихиной 55 лет, она живет в Петрозаводске. У них в семье давняя традиция: раз в месяц они непременно собираются все вместе. Смотрят старинные фотографии, перечитывают дореволюционные письма общих предков. У рода Сидихиных и дворянские, и купеческие корни, многие после революции уехали за рубеж. Выйдя на пенсию, Евгения решила найти потомков тех эмигрантов. Наняла частного генеалога, та посидела в архивах, провела все необходимые поиски в интернете, и через два месяца на семейную встречу Сидихиных приехал француз. Теперь они дружат.

Поиски обошлись Евгении в 10 000 рублей. Примерно за 5000 рублей профессиональный генеалог может составить клиенту план для самостоятельного поиска родственников, а за 30 000 - полностью исследовать родословную по одной линии. Сбор биографических данных об одном человеке обойдется в среднем в те же 10 000 рублей.

Но дело не только в том, что пожилые люди вроде Сидихиной ищут троюродных братьев или сестер, чтобы поговорить по душам и повспоминать бабушкины булочки, которые никто, кроме них, уже и не помнит. Молодежь более практичная, говорят генеалоги: та же Ирина Волкова из Смоленска пытается открыть для себя мир и напроситься в гости к неожиданно обнаруженному родственнику с домом на берегу океана, потому что это дешево и удобно.

Ольга Щеткова, член Южно-Уральской ассоциации генеалогов-любителей, так и говорит: «Число желающих найти своих родственников растет буквально на глазах, и связано это с тяжелой экономической ситуацией в мире».

30-летняя москвичка Ольга, отказавшаяся называть свою фамилию, признается, что хотела найти родственников в Америке, чтобы те помогли ей эмигрировать. Она знала, что за океаном у нее есть троюродный брат. По семейным слухам - успешный и добрый.

В России у Ольги личная жизнь не сложилась, а недавно ее уволили. Найти брата Ольге помогла одноклассница, которая уже семь лет живет в Штатах: отыскала контакты в телефонной книге Майами, прозвонила однофамильцев.

Сначала брат обрадовался, когда Ольга ему позвонила. Они долго болтали, рассказывали друг другу про жизнь. Но когда Ольга сказала, что два года назад развелась с мужем, живет в съемной квартире и лишилась работы, брат вежливо распрощался. С тех пор он либо не берет трубку, либо отвечает, что очень занят.

Специалисты в один голос говорят: для многих иностранцев «родственники из России» все равно что «русские невесты». На Западе уже сложился образ Russian bride: они всеми правдами и неправдами пытаются пробраться за границу, получают доступ к деньгам и недвижимости, а через несколько лет забывают о всяких родственных чувствах и уезжают в другой город, прихватив с собой машину и несколько десятков тысяч долларов.

В России на самом деле такие же стереотипы, говорит психолог Павел Пономарев: «Заграница - это большая русская мечта получить все и сразу».

Источник: http://www.runewsweek.ru/society/29601/?referer1=rss&referer2=news

5
4008
0