На экраны выходит романтический фильм со Скарлетт Йоханссон

На модерации Отложенный В прокате стартует весьма правильное по своей идее кино — «Дневники няни», о семейных ценностях, где отчаянная Мэри Поппинс воспитывает сильных мира сего. Картина призвана доказать, что жизнь в богатой семье для няни откуда-нибудь из Нью-Джерси или, скажем, из Бирюлево отнюдь не развеселая ситуационная комедия, которую показывают в прайм-тайм по ТВ. Европейская премьера ленты прошла на Венецианском фестивале, а на следующей неделе одними из первых в мире Скарлетт Йоханссон («Трудности перевода», «Матч-пойнт»), сыгравшую главную роль в «Дневниках няни», увидят российские зрители.

Актриса, которую знаменитый Вуди Аллен выбрал своей музой, играет растерянную молодую девушку из небогатой семьи. Зовут ее Энни. «Nanny?» — переспрашивает какая-то богатая дамочка, и судьба Золушки решена. Она попадает во дворец, правда, не на бал, а в кабалу к финансовому воротиле с Манхэттена. В основу этого сюжета лег одноименный роман Эммы Маклафлин и Николы Краус, изданный в 2002 году. Обе писательницы сами няни до мозга костей. Они почти десять лет проработали в разных семьях и в своей книге пытались вытащить на поверхность, как сейчас модно говорить, всю подноготную гламурного мира. Правда, фильм пошел еще дальше. Если в книге практически не поднимался классовый вопрос и героиня происходила из вполне вольготного среднего класса, то авторы картины Шэри Спрингер Берман и Роберт Пульчини («Американское великолепие»), наоборот, подняли над головами знамя социальной проблематики. Они сработали на контрасте, и персонаж Энни стал у них чем-то вроде крепостной в барском доме.

Для максимального обобщения семью богачей, где очутилась Энни, обозначают латинской литерой «Икс» (как, впрочем, было и в книге). Они едят тофу и пьют минералку и не ездят на метро, потому что там микробы. Ребенок у них, есте­ственно, капризный барчук, который чуть что, сразу орет няне: «Я маме пожалуюсь, у тебя проблемы». Пузатый толстосум — глава семейства, роль которого досталась великолепному Полу Джаматти («Иллюзионист»), — постоянно прячет свой нос в Financial Times, а как только отрывается от чтива для бизнесменов, то проводит время с любовницей.

А его жена миссис Икс (Лора Линни, снимавшаяся в «Шоу Трумана») болтает по мобильному телефону, не обращая внимания на истерики собственного ребенка. При этом она без конца пропадает на семинарах под названиями «Супермама» и «Сексуальная мама — счастливая мама», будучи абсолютно уверенной, что она хорошая родительница.

В то же время правила в отношении няни установлены такие, чтобы полностью лишить Энни индивидуальности. У нее больше нет личной жизни, нет выходных и нет даже собственного имени. В одном из эпизодов Берман и Пульчини показывают собрание родительского сообщества богатых дам, где перед присутствующими выстраивают в шеренгу всех нянь. На вопрос: «Есть ли у вас какие-либо жалобы?», бессловесные работницы только и могут что выдавить из себя: «Мы всем довольны».

Конечно, в фильме «Дневники няни» есть немало того, за что картину следует раскритиковать. Это и недостаток драматизма в тех сценах, где ему положено быть, и невероятно банальный финал. Не нова и мысль, что слуга зачастую лучше и благороднее своего господина. Стоит вспомнить «Севильского цирюльника» Бомарше, где Фигаро задавал риторический вопрос: «Ежели принять в рассуждение все добродетели, которых требуют от слуги, то много ли, ваше сиятельство, найдется господ, достойных быть слугами?»

Но в «Дневниках няни» есть немало и занимательных моментов. Например, история со скрытой камерой, которую установила хозяйка, чтобы контролировать служанку, и за что в итоге поплатилась сама. И работница, которую миссис Икс считала не больше чем мебелью в своем доме, оказалось, может научить надменную хозяйку по-другому смотреть на мир. А как быть с тривиальной концовкой, где няня побеждает зло? Ну, на то «Дневники няни» и романтическая комедия, чтобы все закончилось хеппи-эндом.