Кондопога: год после погрома

На модерации Отложенный Подняв протест против нескольких хулиганов-чеченцев, жители карельского городка умудрились выжить всех кавказцев

Ровно год назад, 30 августа, маленький карельский городок Кондопога стал самой северной «горячей точкой» на карте России. Народные волнения начались тут после убийства у местного ресторана «Чайка» двух кондопожских парней русской национальности группой кондопожцев чеченской национальности. Несколько дней народ ждал реакции властей. Власти по обыкновению делали вид, что ничего особого не произошло. И тогда люди вышли на улицы громить магазины и ларьки, принадлежащие кавказцам. Отведя душу, кондопожцы собрали народный сход, который определил требования к властям. Первым пунктом стояло «выселить из города в 24 часа всех кавказцев». И только после этого на кипящий от гнева городок обратили внимание. Власти - российские и республиканские - пообещали «разобраться», «наказать», «не допустить впредь». Корреспондент «КП» выехал в Кондопогу посмотреть, что изменилось за год и удалось ли погасить «горячую точку».

\"

Так выглядело здание кафе «Чайка» во время беспорядков...
Фото: ИТАР-ТАСС

\"

...а так сейчас.
Фото: Дмитрия СТЕШИНА.

«Чужих не кормим»

Спустя год кондопожский конфликт напоминает заштукатуренный тональным кремом синяк. Вроде бы и в глаза не бросается особо, но при этом предательски просвечивает сквозь грим. Держится крепко. Это я понял сразу же. В Кондопоге какой-то невиданный подъем патриотизма с национальным уклоном. 

Встретил меня в Кондопоге Юра Захарнев, один из выборных представителей прошлогоднего народного схода. Мы катаемся по городу на его «УАЗе «Патриот», с недавних пор это самая модная в Кондопоге машина. Во-первых, дороги тут не очень, а во-вторых... естественно - патриотично. Город просто утонул в политике. Как грибы начали расти общественные объединения, появилась даже оппозиционная газета. В Кондопогу зачастили представители националистических партий и просто паломники-патриоты. Они разгуливают по местам «боевой славы» кондопожцев и пафосно называют Кондопогу «городом-героем, символом русского сопротивления». 

Мы с Юрой пытаемся поговорить, но у него без остановки звонит мобильник. В Питере ждут машину с кондопожским шунгитом (камнем для облицовки зданий). Но загрузить ее некому - все бригады заняты. Заказчик предлагает привезти гастарбайтеров, пусть грузят камень. Юра в ответ кричит в трубку:

- Вы не поняли, наш карьер в Кон-до-по-ге!

Слышали про такой город? У нас через день годовщина погрома. Гастарбайтеров тут просто порвут...

Заказчик все понимает мгновенно. И уже готов подождать несколько дней. Юра видит, какой эффект произвели на меня его переговоры. И для закрепления впечатления сообщает:

- Вот так и живем, чужих не кормим. Кавказцы почти все разъехались, даже грузины и армяне, хотя им никто слова худого не сказал. Цены на помидоры упали! Теперь

18 рублей, а раньше меньше чем за 50 было не найти. Вообще много что изменилось в городе. Не нравится людям одно - как идут суды.

\"

Другая «Чайка»

Причудливым образом в Кондопоге совпали два события. Ресторан «Чайка», разгромленный год назад, открылся после ремонта, поменяв профиль. А в это время в двух кварталах от него продолжали судить участников беспорядков, которые и «перепрофилировали» ресторан.

Теперь злачное место, которое после убийства горожане недолюбливают, превратилось в молодежный культурно-досуговый центр. В нем интернет-кафе, танцпол, бильярд и офис недавно появившейся на общественных началах кондопожской народной дружины. Парни-дружинники и охраняли мероприятие, на которое приехал глава Карелии Сергей Катанандов. Он пустил по детским рукам позолоченный ключ от центра. Два мужика в рабочих спецовках, стоявшие рядом с корреспондентом «КП», громко прокомментировали этот перформанс:

- Пацаны, держите крепко ключик, чтобы обратно не забрали!

Намек был прозрачен. Около 15 лет бывшую «Чайку» арендовали азербайджанцы братья Имановы. За это время город несколько раз пытался «Чайку» вернуть и договор аренды разорвать. Не получалось. Но после массовых беспорядков Имановы уехали из города сами и на судебных заседаниях не появлялись, сообщив через адвокатов, что являются гражданами другого государства - Азербайджана. Хотя пока они занимались бизнесом в Кондопоге, считались россиянами...

В итоге никто не может предположить, чем закончится суд над 12 юными погромщиками. Суд идет при закрытых дверях, и корреспондента «КП» на него не пустили. Ребятам, громившим «Чайку», инкриминируют ущерб в 4,6 млн. рублей, хотя некоторые строки обвинения выглядят странно. Например: «Сломав решетку, проник на склад предприятия «Онего», похитил две плитки шоколада и три груши». Впрочем, в кулуарах суда корреспондента «КП» заверили: «Мы не хотим крови этих ребят, и, скорее всего, наказание будет административным».

Можно надеяться, что хороший урок погромщики получат, но жизнь мальчишкам не сломают.