Защитит ли пенсия от социальной защиты?

На модерации Отложенный

Чтобы пенсии давали возможность жить, нужны открытость и подотчетность пенсионной и социальной системы

Бурление и прочие движения бизнес-сообщества, обеспокоенного заменой ЕСН на страховые взносы в Пенсионный и другие фонды, улеглось и перешло в другую стадию. Собственники и топы смирились с неизбежным и теперь вся энергия направлена на то, чтобы смягчить удар: минимизировать размер взносов, используя для этого максимально безопасные методы. Профессиональные союзы российских бизнесменов продолжают борьбу то ли за смягчение удара, то ли за возврат к ЕСН. Одним словом, борьба предпринимателей за свои права идет полным ходом и, скорее всего, они кое-чего добьются.

Ну а мы с вами? Что изменится для нас, граждан, или как нас принято называть в Налоговом кодексе, физических лиц, от пресловутой замены ЕСН на страховые взносы? Что будет с нашей будущей пенсией и каков будет ее размер? Да и будем ли мы вообще получать ее, потому что реформы, особенно экономические, в богоспасаемом отечестве получаются кривобокие. Увы, но для физических лиц все останется по-прежнему. Самая активная и трудоспособная часть населения остается без накопительной части пенсии, государство готово помочь ему, но более чем на 24 000 рублей в год раскошелиться не желает. Распорядиться по своему усмотрению пенсионными отчислениями с заработка по-прежнему невозможно: они добровольно-принудительно отправляются в Пенсионный фонд, странным образом обедневший в тучные годы. Конечно, есть у физических лиц право и возможность отдать причитающуюся страховую часть пенсии в НПФ (негосударственный пенсионный фонд), но этим правом воспользовались немногие. Причины тут разные: страх перед российским бизнесом вообще, и тем, что он будет распоряжаться всю оставшуюся жизнь вашими пенсионными накоплениями в частности. Имеет значение и малый размер этих самых страховых взносов, с которыми вряд ли станет возиться мало-мальски приличный НПФ.

Даже проверки работодателя, которые будут вправе производить и Пенсионный фонд (ПФ РФ), и Фонд социального страхования (ФСС РФ), вряд ли изменят ситуацию не только в пенсионном деле, но и в социальном страховании. Потому что физическое лицо не имеет право проверить, как и на что расходуют его деньги Пенсионный фонд и ФСС РФ. Нет у нас с вами такого права, законодатель предусмотрительно исключил эту возможность.

Да и правду сказать: прав он, законодатель, и без того то тут, то там случаются скандалы с пенсионерами. А теперь представьте, что в таких случаях у нас с вами есть право требовать не только объяснений, но и проверки?

Самый громкий скандал последнего времени случился в доме престарелых, в Ямме, что в Псковской области. Ужас этой ситуации в ее обыденности. Такое может произойти едва ли не в любом подобном заведении. Очевидно, что только благодаря записям в ЖЖ двух отважных барышень-волонтеров и шуму, поднятому блоггерами, ситуация в Яммском доме может разрешиться ко благу его обитателей. Но лично у меня по мере того, как я следила за этой историей, появились меркантильные и финансовые вопросы ко всей российской системе пенсионного и социального обеспечения. Я не рассчитываю получить на них ответы от должностных лиц, которые отвечают за пенсии и социальное страхование. К тому же, ответы-отписки всем нам хорошо известны. Мне хочется только одного. Чтобы мы, активная и работоспособная часть российского общества, много сделавшая для себя и других (и, надеюсь, еще многое успеем сделать), поняли одно. Спасение утопающих - дело рук самих утопающих. Нам никто, кроме нас самих, не поможет. Потому что яммские пенсионеры, отдавшие государству свои квартирки, домики и комнатенки, взамен получили только ужас социального заведения в российском исполнении.

Да, то, что случилось в Яммском доме престарелых, может случиться в любом месте, в любой системе, неважно, государственная она или частная. Более того, это может случиться даже в самых благополучных странах мира, даже в тех, что обычно считают цивилизованными. А чтобы этого не случилось, чтобы социальная защита была защитой, не издевательством, чтобы пенсии давали возможность жить, а не сводить концы с концами, нужны, по меньшей мере, две вещи. Первая. Открытость пенсионной и социальной системы, их подотчетность тем, кто их финансирует, то есть нам с вами. Вторая. Конкуренция. Только в том случае, когда государство будет знать, что у него есть более успешный и эффективный соперник, можно рассчитывать на спокойную и обустроенную старость. Это главное, хотя, возможно, есть и многое другое, что не уместилось в этом посте.