Magna должна опасаться Кремля

На модерации Отложенный

Канадским инвесторам следует долго и тщательно подумать о том, какие цели преследуют люди со связями в политике из стран с развивающейся экономикой, таких как Россия и Китай, когда они инвестируют свои средства в Канаде. Хотя эти международные сделки несут в себе потенциал для создания значительных инвестиционных возможностей для населения Канады, канадские фирмы подвергаются при этом существенному политическому риску со стороны политически нестабильных рынков.

Компания Magna International в настоящее время ведет переговоры о покупке 27,5 процентов акций европейского подразделения General Motors по производству автомобилей Opel. Согласно условиям сделки GM сохранит долю в 35 процентов, сотрудники компании получат 10 процентов акций, а российский \"Сбербанк\" станет обладателем остальных 27,5 процентов. Ожидается, что \"Сбербанк\", контрольным пакетом которого владеет российское государство, перепродаст свою долю ОАО \"ГАЗ\". Это российская компания, которую контролирует олигарх Олег Дерипаска.

Дерипаска, который до финансового кризиса был самым богатым в России человеком, владеет значительной долей российского алюминиевого сектора, не имея себе равных. Кроме того, ему принадлежат и другие сопутствующие предприятия, такие как автомобилестроительные. В ходе российских \"алюминиевых войн\" Дерипаска существенно обогатился и наладил крепкие связи с российской властью. В 2007 году он инвестировал полтора миллиарда долларов в компанию Magna, что дало ему контроль над 42 процентами мест в правлении, а также 20 процентов акций фирмы. Он купил эти акции по кредиту, предложив их в качестве его обеспечения. В октябре прошлого года Дерипаска получил требование о внесении дополнительного обеспечения и был вынужден продать данный пакет себе в убыток, потеряв на этом примерно 625 миллионов долларов.

Преимущества этой сделки для компании Magna, являющейся крупнейшим в Канаде производителем комплектующих для автомобилестроения, совершенно очевидны. Она получила выход на расширяющийся автомобильный рынок России и на бизнесмена с великолепными связями в Кремле. Тем не менее, Magna, возможно, не учла непрозрачный характер российского бизнеса и истинные цели своего нового инвестора, когда соглашалась на сделку.

Дерипаска публично заявлял, что его интересы совпадают с кремлевскими, но интересы Кремля вряд ли совпадают с интересами канадских акционеров компании.

Российская политика весьма неустойчива. В прошлом месяце Владимир Путин публично устроил разнос олигархам и прямо перед телекамерами заставил Дерипаску подписать контракт на поставку сырья для возобновления работы на простаивающих заводах. Если Дерипаска впадет в немилость, будущее его компаний окажется весьма сомнительным, а это негативно скажется на канадских соинвесторах.

Такая изменчивость в политике уже заставила Дерипаску вывести часть своих капиталов за рубеж. Как и другие олигархи, он перевел значительную долю своего состояния в Великобританию. Однако после скомпрометировавшей его беседы на яхте с британскими политиками в прошлом году Дерипаске пришлось перевести свои активы еще дальше. Ему нет доступа в США (из-за обвинений в связях с российской организованной преступностью), и поэтому олигарх переводит оставшиеся средства в канадские предприятия. Следовательно, канадские инвесторы берут на себя тот политический риск, который Дерипаска старается распределить.

Одна из иллюстраций изменчивости в политике это печально известное \"дело \"ЮКОСа\"\", в рамках которого осудили и дали тюремный срок Михаилу Ходорковскому. Официальным основанием было уклонение от уплаты налогов, но многие считают, что более вероятной причиной стали его политические амбиции. Похожий случай государственной охоты на \"вероломных\" бизнесменов произошел, когда олигарх Михаил Гуцериев был вынужден покинуть страну и уйти с поста руководителя крупной нефтяной компании \"Русснефть\". \"Нефтяная политика\" не претерпела особых изменений с уходом Путина с поста президента. Новый российский президент Дмитрий Медведев с 2002 года и до своего избрания был председателем совета директоров \"Газпрома\".

Magna и другие канадские компании должны задуматься о последствиях таких зарубежных инвестиций. Российское государство без всякого стеснения преследует свои политические и экономические цели, вкладывая инвестиции в отрасли, где институты инвесторов слабо защищены и уязвимы для национализации.