SAP AG провела многомиллиардное поглощение

На модерации Отложенный Немецкий производитель программного обеспечения SAP AG объявил о совершении масштабной сделки, ставшей одним из главных событий на мировом IT-рынке в начавшемся году. Основной поставщик ERP-систем в мире (от Enterprise Resource Planning -- так называют компьютерные системы комплексного управления предприятием. -- Ред.) за 6,8 млрд долл. приобрел Business Object, крупнейшего разработчика инструментов для бизнес-анализа. Это первое в истории SAP серьезное поглощение.

Одно из ближайших последствий сделки состоит в изменении линейки программных продуктов SAP. Уже в конце прошлой недели, спустя несколько дней после завершения слияния, компания анонсировала девять новых совместных продуктов. Технологии Business Object придадут системам SAP очевидные конкурентные преимущества за счет возможности углубленного анализа деятельности предприятия в процессе управления им. Возможно также, что у SAP появится больше шансов добиться успеха на рынке систем автоматизации для малого и среднего бизнеса. До сих пор, несмотря на вложенные в это направление значительные ресурсы, решающих успехов SAP не добилась.

Как скажутся последствия сделки на бизнесе клиентов компании (российских в том числе), понять можно будет лучшем случае через год-другой, когда произойдут первые полноценные внедрения новых продуктов. Но и без этого небезынтересно видеть, что происходит в отечественной промышленности под влиянием SAP и ее конкурентов (среди них следует назвать прежде всего Oracle и российскую «1С»). Применение ERP-систем в России стало делом обыденным, и тем больше возможностей для наблюдения за развитием того, что называется «постиндустриальным обществом». Ввод эксплуатацию ERP-системы на предприятии сравним с установкой на компьютер новой операционной системы: «железо» остается прежним, но работает по-другому. Как правило, лучше.

Свежий (и типичный) пример -- к 1 января Волжская ТГК (ВоТГК) завершила автоматизацию бизнеса своего главного актива, тольяттинской ТЭЦ ВАЗа. Комплексной автоматизацией должны заниматься первые лица компании, «иначе, как бы хороши ни были внедряющие систему специалисты, результат будет хуже, чем мог бы быть», убеждал в ходе поездки в Тольятти Илья Кириенко, заместитель гендиректора OXS, консалтинговой IT-компании, проводящей автоматизацию ВоТГК.
Возможно, «первые лица» на ВАЗе впредь будут следить за проектами внедрения ERP-систем менее пристально: в течение полутора лет произойдет «тиражирование» ERP-системы, она будет установлена на все предприятия холдинга. Со стороны складывается впечатление, в общем верное, что это дело хотя и сложное, но вполне рутинное. Как запуск нового цеха завода во времена индустриализации СССР.

Эта обыденность маскирует нетривиальные результаты внедрения ERP-системы. В неформальной беседе гендиректор ТЭЦ ВАЗа Олег Рождествин удивил корреспондента «Времени новостей» наглядным примером: оказывается, кладовщики и прочие хозяйственные служащие (как правило, люди в возрасте и без высшего образования), имеющие опыт работы с программным обеспечением SAP, за счет одного этого навыка зарабатывают на 20--30% больше своих коллег. То же справедливо и в отношении прочих работников, вплоть до менеджеров, причем не только «среднего звена». Сама же компания улучшает производственный процесс и сокращает издержки (в частности, на штат -- после полной интеграции ERP-системы, как правило, заметно уменьшается численность IT-службы, и это в условиях острого дефицита таких кадров). Дмитрий Сергиенко, директор по стратегическому развитию ВоТГК, рассчитывает окупить проект через семь лет, имея в виду производственные затраты. Однако ERP-система увеличивает капитализацию компании на фондовом рынке или в глазах стратегического инвестора. Именно этим обстоятельством объяснял директор по маркетингу московского средней руки банка, не страдающего излишком средств, желание своего руководства внедрить софт SAP перед возможной продажей компании.

В сердце ТЭЦ ВАЗа -- двух огромных ангарах длиной 450 метров, где установлены паровые турбины, -- внешне ничего не изменилось. Изменения произошли не здесь, а в бухгалтерии, администрации, хозяйственно-складских службах. Старое советское предприятие получило компьютерную систему управления, качество которой соответствует мировому уровню. В этом нет никакого преувеличения. Если бы инженеры-автомобилестроители работали так, как их IT-коллеги (а SAP на ВАЗе появился, заметим, еще в августе 2002-го, по заказу «Джи-Эм АвтоВАЗ»), качество «Жигулей», возможно, не было бы темой анекдотов.