Медведев предупредил зарвавшиеся компании

На модерации Отложенный

Мировая экономика в течение ближайших полутора лет получит от стран «Большой двадцатки» порядка 5 триллионов долларов. Решение о направлении столь значительных финансовых средств на решение экономических проблем стало, фактически, главным итогом лондонского саммита «Большой двадцатки» (G20).

Как сообщил премьер-министр Великобритании Гордон Браун, G20 гарантирует выделение 1,1 триллиона долларов Международному валютному фонду и другим финансовым институтам. МВФ впервые за все время своего существования — с 1944 года — получит такие средства. «Соглашение, которое мы достигли сегодня, предусматривает дополнительные ресурсы МВФ в размере 750 миллиардов долларов, из них 250 миллиардов — чтобы поддержать выпуск новых СДР»,— сказал Браун.

Напомним, что СДР (специальные права заимствования) — расчетная единица МВФ, использующаяся для регулирования сальдо платежных балансов, а курс СДР определяется на основе долларовой стоимости корзины из четырех ведущих валют: доллар США, евро, иена и фунт стерлингов.

Выделяемые МВФ средства пойдут на возобновление кредитования, рост экономики и создание рабочих мест. Браун пояснил, что 250 миллиардов долларов будет направлено на немедленную поддержку торгово-финансовой сферы. МВФ также будет задействовать золотые резервы для помощи беднейшим странам. Кроме того, развивающиеся страны получат больше голосов в международных финансовых институтах.

«Мы предпринимаем беспрецедентную финансовую экспансию, которая сохранит или создаст миллионы рабочих мест, которые были уничтожены по всему миру. И это к концу следующего года составит сумму в 5 триллионов долларов»,— заявил Браун. «Двадцатка», по его словам, планирует, что производство вырастет на 4%, станет меньше загрязнять окружающую среду и потреблять меньше энергии.

По словам Брауна, центральные банки принимают беспрецедентные меры. «Ставки рефинансирования очень сильно сокращены во многих странах (к России это не относится – прим. KM.RU), и наши центральные банки обещают использовать полную силу инструментов монетарной политики, включая нетрадиционные инструменты, чтобы достичь стабильности. Наши усилия по восстановлению экономического роста не будут эффективными, если мы не восстановим местные кредитные рынки и перетоки капитала»,— заявил Браун. Он также сообщил, что участники саммита учитывают социальные последствия кризиса. «Мы понимаем всю гуманитарную составляющую этого кризиса, поэтому мы намерены поддержать тех, кто пострадал от кризиса, создавая возможности их занятости и оказывая им меры финансовой поддержки. Мы построим справедливый и дружелюбный для семей рынок труда — и для мужчин, и для женщин... Мы поддерживаем рабочую занятость, стимулируя экономический рост, инвестируя в образование и переобучение, и через активную политику на рынке труда»,— сказал британский премьер, которому на правах хозяина встречи было поручено довести до прессы ее итоги.

Кроме того, лидеры G20 договорились принять меры в отношении стран, в которых существуют так называемые «налоговые убежища». Многие страны мира обеспокоены уклонением от уплаты налогов с помощью оффшорных банков и требуют раскрывать тайну банковских вкладов по подозрительным операциям. «Мы готовы предпринять меры, чтобы защитить финансы и финансовые системы. Эра банковской секретности закончилась»,— сказал Браун.

Отметим, что в четверг Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) опубликовала список стран, способствующий сокрытию финансовых махинаций. Среди стран, имеющих проблемы в этой сфере, Андорра, Лихтенштейн, Монако, Нидерланды, Панама, Сан-Марино и другие. Хуже всего, по оценке ОЭСР, дела обстоят в Коста-Рике, Малайзии, Филиппинах и Уругвае. Лидеры G20 в своем итоговом коммюнике назвали фундаментальные, по их мнению, причины кризиса — это крупные банкротства в финансовом секторе и провалы финансового регулирования и надзора. «Доверие не будет восстановлено, пока мы не возродим веру в нашу финансовую систему. Мы предпримем меры для построения более сильной, более последовательной надзорной и регуляторной основы для будущего финансового сектора»,— говорится в документе.

В коммюнике так же подчеркивается необходимость повышения уровня сотрудничества между государствами по вопросам надзора за финансовой системой. В связи с этим решила преобразовать Форум финансовой стабильности в Совет финансовой стабильности, расширив его мандат. Этот Совет будет, в частности, определять слабые места финансовой системы, способствовать координации и обмену информацией среди органов власти, отвечающих за финансовую стабильность. Совет также будет сотрудничать с МВФ в части предупреждения кризисов. «Совет должен будет таким образом изменить нашу регулирующую систему, чтобы финансовые власти могли идентифицировать и предпринять действия по предотвращению рисков. Он должен повысить регулирование и наблюдение за всеми системно важными финансовыми институтами, инструментами и рынками»,— сообщил Гордон Браун.

Надо сказать, что все мировые лидеры, собравшиеся в Лондоне, высоко оценили итоги своей работы. В частности, угрожавший покинуть британскую столицу в случае если не будут приняты его предложения президент Франции Николя Саркози заявил, что саммит «превзошел все ожидания», а канцлер Германии Ангела Меркель назвала итоги переговоров «историческим компромиссом». Еще большим оптимистом выглядел президент США Барак Обама, что неудивительно – ни одно из решений саммита не выглядит даже попыткой пересмотра сложившейся мировой финансовой системы, краеугольным камнем которой является американский доллар.

Обама уже заявил, что Америка останется мировым лидером, но она должна прислушиваться к другим странам. «Я не согласен, что Америка не может быть мировым лидером... Мы уже видим восстановление позиций США в мире»,— сказал Обама, отвечая на пресс-конференции после саммита «двадцатки» на замечание, что при администрации Джорджа Буша США стали утеряли свои прежние позиции в мире. «Я прибыл сюда с намерением не только слушать и изучать (проблемы), но и обеспечивать американское лидерство»,— отметил глава Белого дома.

Он также выразил уверенность, что лондонский саммит G20 станет поворотным пунктом в борьбе с кризисом. «У нас был очень продуктивный саммит, который, я верю в это, станет поворотной точкой в нашем курсе на восстановление мировой экономики»,— сказал президент США. «По любым меркам, саммит в Лондоне был историческим событием. Он стал историческим в связи с масштабами и размахом вызовов, с которыми мы сталкиваемся, а так же в связи со своевременностью и величиной нашей реакции»,— сказал Обама.

По его словам, лидеры G20 добились огромного прогресса в реформировании «провалившейся системы регулирования» мировых финансов, что подвергло опасности процветание мира. «Мы сделали большие шаги к всесторонней реформе системы регулирования»,— сказал Обама. «Вместе, я полагаю, мы должны положить конец (финансовым) пузырям и сломать такую экономику, которая стояла на пути устойчивого роста и угрожала нашему процветанию»,— добавил он.

«Я думаю, мы все сделали хорошо»,— резюмировал президент США.

Подвел итоги саммита G20 и российский президент. По словам Дмитрия Медведева, в ходе его работы приняты конкретные решения, хотя чуда не произойдет, и выход из кризиса будет более долгим, чем всем хотелось бы. «Все те решения, которые были приняты — и по финансовой поддержке, и по стабилизации на рынках наших стран, и по протекционизму, и по ответственности государств за их макроэкономическую политику, и по судьбе финансовых институтов — это все абсолютно конкретные и серьезные решения, адресованные в будущее»,— сказал глава российского государства.

Как подчеркнул Медведев, саммит «двадцатки» стал шагом в правильном направлении. Он сравнил нынешний саммит с предыдущим саммитом в Вашингтоне, и выразил мнение, что саммит в Лондоне оказался более конкретным. При этом российский президент особо подчеркнул, что Россия выступает за реформу Международного валютного фонда. «Нам бы хотелось, чтобы Международный валютный фонд изменил ряд своих характерных черт: чтобы изменились его функции и порядок принятия решений»,— отметил он.

Не обошел стороной президент России и вопрос о наднациональной резервной валюте, которую, напомним, предлагали ввести Россия и Китай. Он заявил, что согласно коммюнике, «двадцатка» еще обязательно вернется к этому вопросу. «Эта тема — не самая простая, уж точно никто не рассчитывал, что мы сегодня будем принимать решение по ней»,— подчеркнул он. «Задача сейчас заключается в том, чтобы наши национальные валюты чувствовали себя нормально. Задача заключается в том, чтобы международные резервные валюты также были предсказуемы. Но это не означает, что нас устраивает в целом ситуация с национальными валютами. Это означает, что мы должны подвергнуть ситуацию самому серьезному анализу. И сегодня, в принципе, это было сделано»,— сказал Медведев.

Кроме того Дмитрий Медведев заявил, что ситуация с мировым финансовым экономическим кризисом вряд ли кардинально поменяется сразу после саммита G20 в Лондоне. «Я не возьмусь, конечно, сегодня сказать, что после сегодняшних решений ситуация радикально поменяется: сегодня во многом мы залатываем бреши, которые возникли в финансово-кредитной системе и в экономике мировой в целом еще три, четыре, пять лет назад»,— заявил Медведев по итогам саммита G-20.

Он отметил, что не может заявить, что произошел «перелом». «Закономерностей развития этого кризиса пока не знает никто»,— сказал президент России. Одновременно с этим он заявил, что выход из мирового финансового кризиса не будет быстрым. «Выход из мирового финансового кризиса, скорее всего, будет более продолжительным, чем нам этого бы хотелось»,— заявил он. Впрочем, отметил Медведев, сам факт того, что «мы сегодня встретились и обсудили конкретные вопросы — это очень неплохо». По его словам, «ряд тенденций в финансовой сфере, в сфере производства, которые существуют в большинстве стран, показывает, что мы не только катимся вниз, но и по каким-то моментам все-таки наступают элементы стабилизации»,— сказал он. «Это пока не затрагивает экономику в целом, не отражается, к сожалению, на показателях жизни, на уровнях доходов, но где-то все-таки по отдельным узлам происходит стабилизация»,— добавил президент РФ.

Дмитрий Медведев также сделал недвусмысленный намек в адрес руководителей как компаний, получающих господдержку, так и государственных компаний, посоветовав им «вести себя прилично» и ограничить себя по размерам бонусов. «Это дело компаний (выплачивать бонусы или нет). Но если компания является государственной, или компания принадлежит государству полностью или в значительной части,— я считаю, что наши уважаемые менеджеры, руководители этой компании, должны самоограничиться, даже если они уже приняли решение выплате себе высоких компенсаций. Нужно эти решения поменять»,— сказал Медведев на пресс-конференции журналистам.

(Напомним, что KM.RU писал о безобразной ситуации, сложившейся в Сбербанке, «Газпромбанке», «АвтоВАЗе» и ряде других компаний страны, чьи топ-менеджеры в разгар кризиса выписывают себе огромные премии.

Президент Медведев сообщил, что после возвращения в Москву даст соответствующие рекомендации правительству и госкомпаниям и компаниям, которые получают поддержку от государства. «Нужно вести себя прилично в такой ситуации»,— сказал президент. «В период кризиса, когда тяжело всем, прежде всего нашим людям, которые имеют совершенно обычные доходы, не время выплачивать бонусы в таких завышенных размерах»,— подчеркнул российский лидер. «Мы знаем, какие вознаграждения, какие премии выплачивались за границей, что, собственно говоря, в известной мере привело к такой тяжелой кончине некоторых финансовых кредитных учреждений. У нас тоже есть примеры высоких вознаграждений»,— добавил президент, отметив, что выплаты в условиях кризиса должны быть здравыми.

Кроме того, глава РФ затронул тему протекционизма. По его словам, Россия готова отказаться от протекционистских мер в случае, если будет доказана их неэффективность и вред, наносимый иностранным государствам и производителям. «Мы, конечно, должны воздерживаться от примитивных защитных мер, которые блокируют торговую деятельность и работу на рынках»,— заявил он. По его словам, «мы должны внимательным образом отнестись к тем мерам, которые уже приняты: если эти меры, и это касается всех — и России в том числе,— покажут, что они неэффективны, тогда от таких мер следует отказываться».

«Но в некоторых случаях — и мы об этом открыто говорим, и я об этом говорил своим коллегам — нужно еще убедиться в том, что такие меры не действуют или, наоборот, наносят вред интересам иностранных производителей, иностранных государств»,— подчеркнул Медведев. Как отметил президент, «вопрос протекционизма — абсолютно конкретный, штучный, связанный с конкретными ситуациями». По его словам, «позиция лидеров государств простая: протекционизм в период кризиса, как явление в целом, вреден».

Говорить о, как было принято говорить раньше, «всемирно-историческом» значении лондонского саммита G20 пока явно преждевременно – никто сейчас не возьмется предсказать, каким образом принятые решения отразятся на мировой экономике. Достигнутое, вроде бы единство внутри «двадцатки» вполне может быть разрушено, если станет очевидным, что озвученные в Лондоне меры никак не помогут в борьбе в кризисом, и возобладает позиция «каждый за себя». Пока же отметим как забавный казус, что лидеры двух стран, входящих в G20 выдали журналистам диаметрально противоположную информацию о месте проведения следующего саммита — премьер-министр Италии Сильвио Берлускони объявил, что он пройдет в конце осени в Японии, в то время как президент Франции Николя Саркози сообщил, что местом его проведения выбран Нью-Йорк.