Георгиевская ленточка: символ победы или шнурки?

На модерации Отложенный

С приближением 9 мая георгиевскую ленточку можно видеть не только на антеннах автомобилей и лацканах пиджаков, но и в тех местах, на которые вряд ли рассчитывали авторы акции «Я помню, я горжусь». К примеру, на дамских сумочках.

В Рунете появился сайт, посвященный защите георгиевской ленты. Его авторы убеждены, что носить символ Победы на поясах, сумках, собачьих поводках и использовать его вместо шнурков - позорно и заслуживает порицания.

Социологи считают, что георгиевские ленточки не отражают ни память, ни гордость российского народа, а деятели культуры призывают относиться спокойнее к тому, что ленту «прицепляют куда ни попадя». По мнению экспертов, феномен георгиевских ленточек, помимо прочего, является показателем отношений государства и общества в России.

Директор «Аналитического центра Юрия Левады» («Левада-Центр») Лев Гудков называет ношение георгиевских лент «паразитированием на чужой славе». Однако ни к сторонникам, ни к противникам этой акции он себя не относит.

«В России наблюдается дефицит символов, которые были бы легко опознаваемы, доступны, а главное - позволили бы человеку идентифицировать себя в обществе. Вместо этого нам предлагают испытать внешний наплыв солидарности даже не со страной, а с ее руководством», - заявил Л.Гудков в интервью корреспонденту Балтийского информационного агентства (БИА).

Согласна с таким мнением и заместитель директора Института социологии РАН Зинаида Голенкова. «Не думаю, что в народе эта акция получила широкое распространение. Скорее, это дань традиции, от которой нет вреда - кто хочет, пусть носит. Если бы эта инициатива шла не «сверху», а от народа, то такую форму проявления гражданского общества можно было бы только приветствовать», - убеждена социолог, поделившаяся своим мнением с БИА.

Однако, по словам З.Голенковой, роль государства в России настолько велика, что все заметные инициативы исходят лишь от властей, но не от рядовых граждан.

По мнению писателя Михаила Веллера, на георгиевские ленточки могут недобро «коситься» только в некоторых бывших советских республиках, ныне - независимых государствах, которым претит любое проявление «имперской» символики, да и сам праздник Победы не по душе. При этом Веллера не слишком волнуют развернувшиеся в Интернете споры по поводу акции «Я помню, я горжусь».

«Мне ничего не известно о противниках ношения георгиевской (гвардейской) ленты. В моем простом представлении интернет-сообщество давно стерло умственную грань между человеком и чебурашкой, поэтому к разного рода дискуссиям стоит отнестись критически», - подчеркнул М.Веллер в беседе с корреспондентом БИА.



Писатель и публицист Мария Арбатова в курсе упомянутой дискуссии, однако считает, что к акции с ленточками нужно относиться спокойнее.

«Сама лента государственной наградой не является, и закон никак не регламентирует правила ее ношения. Поэтому не стоит устраивать истерики по поводу того, что кто-то из ленты сделал трусы, а кто-то - купальник. Это личное право каждого», - отметила собеседница БИА.

Социологи отмечают, что пример с георгиевской лентой очень показателен: государство присваивает себе монополию на историческую память и нещадно эксплуатирует ее.

«Политический, даже национальный контекст всплывает тут же. Если ты не носишь опознавательный знак - значит, ты «не наш», ты чужой, ты «не русский». Символика Победы используется в процессе исторической реабилитации власти», - говорит Лев Гудков.

Он считает, что в навязывании именно «победной» символики в первую очередь заинтересована властная вертикаль, которой необходимо снять с себя ответственность за трагическое прошлое страны.

Зинаида Голенкова убеждена, что навязанное «сверху» не может консолидировать общество вокруг этой идеи.

«Молодежи, например, до лампочки, какую ленту когда носить. Они носят георгиевскую ленточку точно так же, как модную стрижку. Мы просто пытаемся заполнить вакуум псевдоидеями, которые лишены прочного основания», - убеждена З.Голенкова.

Л.Гудков доводит эту мысль до своеобразного максимума:

«Постоянная эксплуатация символики Победы означает только одно - других идеологических ресурсов у власти нет, и гордиться, в общем-то, нечем. Триумф державы-победительницы и радость от окончания многолетней войны - вот разница между российской и европейской «победой», - отмечает Л.Гудков.

Михаил Веллер с таким подходом не согласен «Если бы в России выпустили туалетную бумагу, выкрашенную в цвета георгиевской ленточки, это был бы, наверное, черный юмор. Но России очень далеко, например, до Америки, которая лепит свой флаг где ни попадя, и надругательством это не считается», - говорит писатель.

Мария Арбатова считает, что даже на бутылке с водкой георгиевская лента не смотрится кощунственно.

«А фронтовые 100 грамм? Это же просто святое. Без них народ и не выжил бы в то тяжелое время. Весь вопрос в том, как теперь к этому относиться. Если кто-то считает, что с ленточкой его память о войне лучше выражена - ну что ж, это его дело», - полагает М.Арбатова.

ОПРОС: Что означает для вас Георгиевская ленточка?