Производители нашли свой способ борьбы с инфляцией — снижение качества продукции

На модерации Отложенный Потребительская инфляция за последние полгода вновь показала, что прогнозы наших чиновников — это их личное дело. Понятно, что им необходимо в отчетах уложиться в плановые проценты, вот только простому потребителю эту арифметику не понять.

В мониторинге текущей ситуации в экономике РФ, подготовленном Министерством экономического развития и торговли, говорится, что инфляция в России в январе—сентябре этого года составила 7—7,1%. Но недавний даже не рост, а именно взрыв цен на продовольственные товары, к примеру, в Калининградской области, обещает совсем другие цифры. Подорожание подсолнечного масла на 100% не может остаться незамеченным фактором как для потребителя, так и официальной статистики.

«Такая ситуация в Калининграде может объясняться влиянием Европы, — поясняет главный экономист банка «Траст», старший преподаватель Высшей школы экономики Евгений Надоршин. — Дело в том, что зерно и масличные растения во все больших количествах перегоняют на биотопливо. Это еще в прошлом году начала делать и Бразилия — один из крупнейших поставщиков сахара. Таким образом, на то, что раньше считалось исключительно продуктами питания, сейчас есть стабильный спрос со стороны энергетиков. Да еще и урожай плохой».

По словам экономиста, ситуацию усугубляет и появление новых потребителей — таких, как Китай. Население Поднебесной «вдруг» решило массово употреблять молоко.

Очевидно, что следующий этап — это подорожание мясной продукции из-за дорожающих комбикормов.
Вообще инфляция затронет практически все категории продуктов питания, вопрос только, в каком масштабе.

«Обратите внимание на то, из чего стали делать бюджетные сорта сливочного масла, — говорит Евгений Надоршин. — Все идет в ход: пальмовое масло, какие-то добавки, растительные жиры».

Небюджетные сорта подорожали, а бюджетные стали делать из чего угодно, чтобы не увеличивать цену. Таким образом, в корзине индекса потребительских цен масло останется неподорожавшим, но качество его станет таким, что есть придется то, что подорожало вдвое.

«Ни о каких 8% инфляции и речи быть не может, — предупреждает аналитик. — В лучшем случае, если в сентябре будет 0,5%. Мы действительно не прогнозировали высокого урожая, но такого объема проблем мы тоже не ожидали».

Если мы хотим подавить этот рост цен, то можно пытаться снизить квоты и пошлины на импорт. Но это плохо для отечественного сельского хозяйства. Второй способ — это за счет государства закупить дорогие продукты питания и распродавать дешево внутри, правда, тоже не очень эффективно и опасно для фермеров.

Да и невозможно быть оазисом стабильности в мире, где рост населения, а значит, и спрос на продукты питания заметно обгоняет темпы развития глобальной экономики. Только в России эта ситуация будет еще тяжелее. Ведь у нас удельный вес продтоваров в индексе цен достаточно велик.