Возвращение исторических названий, или как переименовывают \"коммунистические\" улицы Москвы

На модерации Отложенный Два праздника - День народного единства и 90-я годовщина Октябрьской революции (первый стал красным днем календаря три года назад, второй тогда же потерял свой статус) - ярко иллюстрируют, что единства в обществе как не было, так и нет. Часть россиян взамен большевистской идеологии пытается найти новую, другая - яростно не хочет расставаться с прошлым. Жаркая дискуссия, разгоревшаяся в этом году вокруг предложения церкви очистить Москву от "коммунистических" названий улиц, - лишнее тому подтверждение. Совсем недавно священники православного храма Святого Мартина Исповедника на Большой Коммунистической улице, не дожидаясь официального решения, поменяли указатель улицы на церкви. И сегодня на ней красуется табличка "Большая Алексеевская, дом 15".

- Топонимическая политика советской власти "узаконивала" пантеон новых большевистских богов и божков, - говорит председатель правления Гильдии лингвистов-экспертов Михаил Горбаневский, разработавший московский закон о переименованиях улиц Москвы. - Русский философ Николай Бердяев считал, что большевизм - это эрзац-религия. После пришествия к власти большевики заменили крестные ходы демонстрациями, а хоровое исполнение псалмов - массовым пением "Интернационала".

Волна переименований накрыла Москву сразу после переезда советского правительства из Петрограда в 1918 году. Начали, конечно, с главного большевика, переименовав Рогожскую Заставу в Заставу Ильича.

Следом за Рогожской Заставой близлежащая Рогожская-Сенная площадь получила имя Площадь Ильича. "Благодаря" вождю мирового пролетариата Воронья улица (именовалась так в честь находившейся здесь в XVII-XVIII веках Вороньей (Андрониевской) монастырской слободы) стала называться Тулинской. Не в честь города Тулы (Большая Тульская улица была известна еще с XVIII века), а в честь одного из многочисленных псевдонимов Ильича - К. Тулин. Четвертый топоним, утвержденный Моссоветом все в том же 1919 году, - Ульяновская улица. В этом названии уже "работает" подлинная фамилия вождя.

Справедливости ради отметим, что Москва не была первой в этом "социалистическом соревновании". Подмосковное село Талдом стало Ленинском годом ранее - в 1918-м. Питерские ненамного отстали от подмосковных - в 1922 году в Петроградской губернии значились город Ленинск, Троцк, Ленинская и Луначарская волости.


Впрочем, столице СССР досталось больше всего.

К перестройке около сотни улиц, набережных и площадей получили свои названия в честь усопших коммунистов и советских деятелей - Кирова, Андропова, Дзержинского, Баумана и т.д. Появились совершенно невообразимые для живой русской речи топонимы, данные в честь дружественных политических деятелей - Хо Ши Мина, Амилкара Кабрала и Хулиана Гримау.

Сейчас по мнению Михаила Горбаневского, заработал обратный механизм. Совсем недавно священники православного храма Святого Мартина Исповедника на Большой Коммунистической улице, не дожидаясь официального решения, поменяли указатель улицы на церкви. Сейчас на храме красуется табличка "Большая Алексеевская улица, дом 15". Священнослужители объяснили свое решение тем, что название улицы - Большая Коммунистическая, стоящее рядом с названием храма, звучит как минимум кощунственно.

Примерно тем же руководствовались ряд священников РПЦ и депутатов Госдумы, предложивших уничтожить в Москве 29 коммунистических топонимов - в список нежелательных попали Ленинский проспект, Октябрьская улица, улица 1905 года, станции метро "Улица Подбельского" и "Войковская".

- Я за возвращение исторических названий, но считаю, что даже этот процесс должен идти в соответствии с топонимическими правилами, - считает Михаил Горбаневский. - В дореволюционной России названия возникали по городским ориентирам: церквям, оврагам, урочищам или ремесленным слободкам, по именам владельцев доходных домов. Этот подход подчиняется здравому смыслу - топоним в первую очередь должен быть ориентиром. Я понимаю священников, которые хотят вернуть Большой Коммунистической старое название, но в данном случае этот принцип будет нарушен - в противоположном конце Москвы уже есть станция метро "Алексеевская", рядом с которой расположены Старая и Новая Алексеевские улицы. Это создаст ненужную путаницу. Кроме того, названия должны быть благозвучны. Попробуйте спросить у нормального человека "Как пройти на Хулиана Гримау?" - ответ, боюсь, будет неадекватным. Слава богу, что эту улицу переименовали.