Остаться в живых: каждый пятый россиянин борется за существование

На модерации Отложенный Количество жителей России, считающих себя поставленными на грань нищеты, по сравнению с прошлым годом возросло на 5% — таковы результаты опубликованного вчера исследования аналитического центра Юрия Левады. Они расходятся с данными государственной статистики, которые показывают повышение уровня жизни россиян. Эксперты не склонны винить статистику в неточности: благосостояние соотечественников действительно растет — просто жизненные требования у людей стали выше.

Начиная с августа 1998 года Левада-центр ежегодно опрашивает россиян, задавая им вопрос: «Какие цели вы и члены вашей семьи ставите перед собой?» В этом году примерно каждый пятый россиянин выбрал вариант ответа «Выжить, пусть на самом примитивном уровне существования». Отметим, что сразу после августовского кризиса 1998 года доля соотечественников, ответивших так же на этот вопрос, составила 28%. В следующие годы число недовольных жизнью снижалось, а в августе 2006 года достигло минимума — 15%. Рост этого показателя на 5% за один год в Левада-центре считают настораживающим: такого не было последние семь лет. Большей частью «выживают» люди пенсионного возраста — 55 лет и старше. Однако и среди людей 25—39 лет таких достаточно — каждый десятый. Социологи предупреждают, что реально «выживающих» в России куда больше — в опросе не принимали участия действительно маргинальные слои населения: бомжи, заключенные, нелегалы, призывники и беспризорники.

Результаты социологов не соответствуют данным государственной статистики: как свидетельствуют данные МЭРТ, за последние семь месяцев уровень реальных располагаемых доходов россиян увеличился примерно на 15,5%.
Эксперты считают, что такое несоответствие объяснить несложно: в условиях роста расслоения граждан по доходам, понятие выживаемости несколько меняется. «Если раньше выживать означало не умереть с голода, то теперь выживаемость предполагает наличие более качественного набора продуктов питания», — говорит директор департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев. Объективные экономические показатели показывают сокращение доли совсем бедных граждан. Но при этом они чувствуют себя еще более обездоленными, потому что спрос растет быстрее, чем жизнь улучшается. «То, что несколько лет назад считалось приемлемым, сейчас уже перестает быть таковым. То, что считалось гранью выживания, сегодня уже за гранью», — говорит независимый политолог Дмитрий Орешкин.

Рост потребностей, в свою очередь, приводит к тому, что люди ожидают от власти все большей поддержки, требуют, чтобы их запросы удовлетворялись. Прибавка к пенсиям проглатывается незаметно, а увеличение цен очень сильно раздражает. «Инфляция и рост цен в реальности выше, чем сообщают власти», — говорит гендиректор Совета по национальной стратегии Валерий Хомяков. Хотя инфляция вряд ли могла повлиять на результаты опроса — он проводился в августе, а в этом месяце, как отмечает Игорь Николаев, в отличие от предыдущего периода не было повышения цен на яйца, хлеб, плодоовощную продукцию и другие продукты, которые обычно потребляют граждане с низким уровнем дохода. Но если уж люди думают, что им стало хуже, то в обратном их убедить трудно, даже при помощи статистики.