Как сберечь заработанное в условиях политического негатива?

На модерации Отложенный

25 июля 2008 г журналисты уже окрестили "черной пятницей" российского фондового рынка. После сокрушительной критики, которую премьер Владимир Путин обрушил в адрес компании "Мечел", по его словам, виновной в трансфертном ценообразовании, рухнуло буквально все. Сам "Мечел" потерял на Нью-йоркской фондовой бирже NYSE более трети своей капитализации.

На российском рынке его падение составило за день почти 30 проц. Вслед за ними начали падать акции и других металлургических компаний, да и не только металлургических. По итогам торговой сессии 25 июля падение индекса ММВБ составило 5,49 проц, индекс РТС потерял 5,58 проц. По ряду подсчетов, падение капитализации российского фондового рынка при этом составило почти 60 млрд долл.

Все это, разумеется, повлекло за собой живейшее обсуждение в экспертном сообществе. Одни уверяли, что российский рынок оправится очень скоро, другие утверждали, что на это потребуется как минимум несколько месяцев. В то же время, появились предположения, что данная ситуация с фондовым рынком является признаком того, что российская экономика пребывает в стагнации. Вслед за рынком акций, очередное "сдувание пузырей" ожидает другие отрасли финансового сектора, в частности, рынок строительства, недвижимость, нефтегаз. Как и куда вкладывать средства в условиях мировой финансовой нестабильности? К чему стоит готовиться, а какие опасения могут оказаться напрасными? Насколько обоснованы ожидания полномасштабного дефолта?

Эти и другие вопросы обсудили участники состоявшегося сегодня круглого стола. В целом все они высказали вполне оптимистические прогнозы – никакого глобального дефолта у нас не ожидается. Как заявил управляющий директор Группы компаний "Тройка Диалог", директор Института макроэкономических исследований и прогнозирования Евгений Гавриленков, фундаментальных причин для падения нет. Российская экономика вполне сильная, и нынешняя ситуация вызывает куда менее поводов для паники, нежели падение в конце прошлого года, когда ощущался настоящий перегрев. Тогда розничный товарооборот рос на 18 проц в годовом исчислении, в то время, как стандартная цифра – около 13 проц. "Ситуацию, когда спрос искусственно раздут, я определяю по росту продаж "Жигулей", - рассказал Е.Гавриленков. Тот рост, что был отмечен в этой категории в конце прошлого года, наглядно свидетельствует – спрос был серьезно раздут. Сегодня же мы в фундаментальном плане выглядим лучше, чем большинство экономик мира, причем, как развитых, так и развивающихся. Однако фондовый рынок и без того чувствовал себя нестабильным, а В.Путин своим выступлением "подлил масла в огонь". Однако в настоящий момент отток инвесторов наблюдается преимущественно среди тех, кто переоценил возможные риски. Вместе с тем, такая реакция на политический негатив может свидетельствовать о том, что у нас не очень хорошо обстоят дела в корпоративном секторе, и завтра роль "Мечела" сыграет другая компания.

В целом оптимистично оценивает ситуацию и главный экономист банка "Траст", преподаватель ГУ ВШЭ Евгений Надоршин. "Иначе я уже искал бы другую работу", - отмечает он. Этот шторм, бушующий, прежде всего, в мировом финансовом океане, Россия переживет без проблем, уверен эксперт. Переоценили риски по преимуществу нерезиденты, а местные инвесторы предпочли держать акции и ждать развития событий. По оценкам Е.Надоршина, все вернется на круги своя уже к концу года. "Я ожидаю хороших показателей", - говорит он. По итогам года рост ВВП составит 7,5 проц. Что касается новостного фона, то негатива здесь немало, однако реальных оснований для падения опять-таки нет. Так что нынешнюю ситуацию следует расценивать как повод для того, чтобы купить акции по минимальным на сегодняшний день ценам, а не избавляться от них. Рынок обязательно пойдет в рост, главное – выждать время. И учесть, что сегодня условия в большей степени диктует мировой рынок, а не местный новостной негатив. А для того, чтобы мировой рынок, испытывающий не лучшие времена, пришел в норму, понадобится куда больше времени, чем на то, чтобы осадок от слов, сказанных 25 июля, изгладился из памяти инвесторов.

Особенно если государство не будет продолжать подобную тактику, ограничившись "разовой акцией".

Впрочем, прогнозировать развитие ситуации с "Мечелом" сегодня возьмется разве что астролог или прорицатель, говорит Е.Гавриленков. Что же касается нашей связи с внешним рынком, то в последнее время прослеживается интересная тенденция. Российский рынок становится больше, самостоятельнее, и уже не так откликается на все колебания извне, как раньше. То же самое касается притока и оттока капиталов. В первом квартале этого года отток составил порядка 25 млрд долл, а приток – 35 млрд долл. И такие колебания прошли достаточно незаметно. Итак, по мнению экспертов, в ближайшие полгода ситуация восстановится. А вот в 2009 г мировую экономику, судя по всему, ждут существенные проблемы. США вряд ли быстро выберется из той "ямы", в которой находится. А вот Россия будет расти лучше, чем другие страны, приток капитала в нашу экономику будет увеличиваться, уверены участники обсуждения.

Конечно, простому человеку в сложившейся ситуации важно, как сберечь свои накопления от обесценивания. Зарплаты, по словам экспертов, растут довольно быстро, но и инфляция не стоит на месте. Ставки по депозитам сегодня фактически отрицательные, да и другие инструменты вряд ли окажутся эффективными. Иными словами, сберечь заработанное сейчас почти невозможно, уверены эксперты. Разве что покупать продукты длительного хранения с тем, чтобы в случае кризиса реализовать их с выгодой для себя. Но это скорее из разряда шуток. А если серьезно – влияние инфляции на фондовый рынок сильнее, чем можно подумать. По оценкам Е.Гавриленкова, к концу года следует ждать уровня 13-13,5 проц, а, по мнению Е.Надоршина, она составит порядка 11,5-11,8 проц. "На сей раз Минэкономразвития обозначил вполне реальную цель, и экономические власти готовы за нее бороться", - уверен эксперт. Что касается 2009 г, то, вполне возможно, мы сможем даже побороться за уровни менее 10 процентов, считает он. По словам заместителя председателя Комитета ГД по финансовому рынку Лианы Пепеляевой, за период с 22 по 29 июля сего года была зафиксирована 0-проц инфляция, что внушает определенный оптимизм. Особенно на фоне того, что рост потребительских цен, как и стагнация фондового рынка носят сегодня общемировой характер. Так, в благополучной Бельгии инфляция в июле достигла рекордного за 24 года уровня – 5,91 проц в годовом исчислении. Ухудшение экономической ситуации с начала этого года характерно для всех 27 стран Евросоюза и 15 стран зоны евро. Так что мы не одиноки, если это сможет кого-то утешить.

Что касается глобальных прогнозов, то ситуация последних нескольких лет, когда мир имел дешевые деньги, то есть, субсидировал экономику США, сегодня меняется. И не исключено, что если проблемы с трансфертным ценообразованием действительно есть, урегулировав их, мы снова привлечем к себе толпы инвесторов. Главное – понять, что будет с фондовым рынком, если все значимые активы будут постепенно переходить под контроль государства. А именно к этому, по мнению экспертов, все идет. Если мы действительно хотим стать одним из мировых финансовых центров, то надо понимать: с такими планами можно будет распрощаться, если на нашем рынке будет представлено полтора десятка акций госкомпаний. "Мы сами наступаем на горло своим амбициям", - сетует Е.Надоршин. Необходимо привлекать инвесторов комфортными условиями, а не запугивать их неопределенностью. Так, ни один российский аналитик, делающий прогнозы для Запада, не обращал внимание на трансфертное ценообразование – по мнению экспертного сообщества, металлургическая отрасль избавилась от этого уже несколько лет назад. В общем, наш фондовый рынок развивается по своим законам, на которые влияет не только экономика, делают вывод участники обсуждения. Что ж, теперь важно унифицировать их с общемировыми. Ведь пускай сегодня наша экономика на гребне роста – всякое развитие, как известно, волнообразно, и никто не знает, когда нас настигнет очередная волна спада.