Всероссийская перепись интеллекта

Спикер Госдумы, председатель высшего совета партии «Единая Россия» Борис Грызлов предложил разработать поправки в законодательство, которые позволят компаниям с выгодой для себя показывать нематериальные активы. Сегодня на рынках США и Европы при покупке и продаже предприятий стоимость нематериальных активов составляет до 70%. В России же такие активы оказываются недооцененными в несколько раз.

«Не хотелось бы говорить о футболе, но баланс футбольных клубов не показывает их интеллектуальной собственности, которая не оценивается, хотя и выражается в ногах. Вопрос купли-продажи (игроков) идет под столом», – сказал Борис Грызлов в среду на партийном совещании.

«Суммы в 10–15 млн евро становятся в конце концов известны прессе, но профессиональные футбольные клубы не показывают в своем балансе реальную стоимость игроков», – цитирует слова спикера ИТАР-ТАСС.

По мнению Грызлова, то же самое происходит и в бизнесе. Необходимо сделать так, чтобы предприятиям было выгодно показывать свои реальные нематериальные активы. Это повысит их капитализацию и доверие кредиторов. При этом спикер Госдумы предложил подумать над соответствующими поправками в законодательстве.

Мысль довольно ясна. Реализовать поставленную задачу – перевести экономику на инновационные рельсы – без адекватного учета нематериальных активов (НМА) практически невозможно.

К таким активам относятся объекты интеллектуальной собственности, исключительное право патентообладателя на изобретение (промышленный образец, полезную модель), исключительное авторское право на программы для ЭВМ, базы данных; имущественное право автора или иного правообладателя на топологии интегральных микросхем.

Кроме того, в данный список входят исключительное право владельца на товарный знак и знак обслуживания, наименование места происхождения товаров, исключительное право патентообладателя на селекционные достижения, а также деловая репутация организации.

Однако в состав нематериальных активов не включают интеллектуальные и деловые качества персонала организации, их квалификацию и способность к труду, так как они неотделимы от своих носителей и не могут быть использованы без них.

Первой нематериальные активы в прямом и переносном смысле оценила Япония, которая провела капитализацию НМА.

Начиная с 60-х годов японцы принялись скупать по всему миру продукты интеллектуального труда (патенты, ноу-хау и т.д.).

После чего они оценивали их по своей методике и ставили на баланс предприятий в качестве нематериальных активов уже по новой стоимости. Таким образом балансовая стоимость предприятий увеличивалась в разы. В результате стоимость нематериальных активов превысила цену материальных.

Примеру Японии последовали Соединенные Штаты Америки, которые в 90-е годы значительно усовершенствовали методику японцев и успешно внедрили ее у себя.

В настоящее время в большинстве стран разрешается капитализация нематериальных активов при условии их амортизации. Так, помимо Японии это происходит в Бразилии, Италии, Германии, Китае, Нидерландах, Франции, Швейцарии и Швеции.

В США нематериальные активы амортизируются за период не более 40 лет, а в Великобритании они вообще капитализируются без амортизации.

Реальная оценка товарных знаков и прочих нематериальных активов может увеличить рыночную капитализацию компании в несколько раз. Однако в России стоимость, к примеру, товарного знака для целей бухгалтерского и налогового учета до сих пор принимают равной затратам на его создание.

Особую проблему для России представляет такой нематериальный актив, как интеллектуальная собственность. «В последнее время компании начали все чаще ставить на баланс патенты, авторские права и так далее, – рассказала газете ВЗГЛЯД управляющий партнер юридической компании «Тулубьева, Осипов и партнеры» Ирина Тулубьева. – Однако очень сложно оценить их реальную стоимость».

Дело в том, что, приобретая авторское право, например, компания может заплатить его владельцу сотни тысяч рублей, а по договору пройдет цифра в 100 рублей, объясняет эксперт. Это естественным образом связано с налогообложением. Как результат – уход в теневую экономику.

Однако, добавляет Ирина Тулубьева, сегодня компании начали осознавать последствия сокрытия реальной стоимости нематериальных активов. Ведь в случае нарушения авторских прав они вряд ли докажут в суде свое право на возмещение убытков.

Поэтому поправки в законодательство, о которых говорил Грызлов, скорее всего, окажутся более чем выгодными для бизнеса.

Источник: http://vz.ru/economy/2008/6/11/176830.html

4
2167
0