Дальний Восток на пути к темному будущему

Еще недавно мы увлеченно всматривались в тренды, отраженные в программе развития Дальнего Востока и Забайкалья. В качестве приоритета в документе заложена ликвидация отставания от центральных регионов, создание условий для закрепления населения на территории, то есть подготовка почвы для последующего рывка вперед. Учитывая разность тарифных потенциалов, чтобы сравняться с другими территориями по уровню жизни, нам действительно необходимо оторваться.

Однако эти задачи красной нитью проходят через все программы развития окраин России. Ни одна не была полностью исполнена, потому что точных параметров в ней не заложено. Таким образом, кризис наверняка внесет в и без того условную последнюю редакцию программы значительные коррективы. Но приоритеты государство из внимания не выпускает. К примеру, задачу организации современного хаба на базе аэропорта Хабаровска. Многофункциональный комплекс в обозримом будущем станет важным транзитным пунктом пасcажиро- и грузопотоков между Европой и Азией. В период летних отпусков с полос нашего хаба взлетят воздушные суда, уносящие в Москву, Санкт-Петербург и Сочи тысячи пенсионеров и студентов, лишенных ранее в отсутствие субвенций возможности приобрести доступный билет и прикоснуться к истории, столичному лоску или морю.

Кризис тенью навалился на цветную картину нашего настоящего и будущего. Кажется, затмил ее, но не полностью. Аэропорт Новый значится в программе поддержки ключевых предприятий страны. Уже не хаб, но еще Новый. Вопрос с финансированием проекта — дело решенное. А вот с деньгами — сложнее. Перспектива строительства на базе аэропорта Хабаровска современного хаба упоминается еще в летописях начала века. Информация о строительстве современного аэропорта в городе Фуюань близ Хабаровска донеслась с китайской стороны совсем недавно. Но одного упоминания достаточно, чтобы понять — китайцы построят свой аэропорт значительно быстрее нашего. Об этом как минимум свидетельствует темп занятия Китаем важного экономического плацдарма на недавно переданных стране островах, в частности подход к вопросу строительства моста на Большой Уссурийский остров. В условиях экономической нестабильности и необходимости возведения политически более важных мостов Россия заявляет, что автомобильный переход на остров будет построен к 2012 году. В это время современный китайский хаб начнет принимать первые рейсы. Таким образом, к этому моменту мост на Большой Уссурийский остров будет иметь для России стратегическое значение: пользуясь им, многие из нас будут попадать в китайский международный терминал, чтобы отправиться в одном из многочисленных направлений. А что, удобно: пересек реку, приобрел более дешевый билет (думаю, сомнений в этом ни у кого нет), и в путь. И ведь так будет, если государство не найдет легитимный способ обязать нас оплачивать более дорогой российский керосин и издержки внутренних авиакомпаний.

А есть ли повод так думать? Кажется, про пошлины на вывоз кругляка уже всё сказано. Похоже, государство уже готово вернуться на уровень 8%. Между тем соседи по региону и планете в стремлении поддержать собственного производителя демонстрируют более гибкую и быструю реакцию.

Или вот из недавнего. Государство заявляет о необходимости поддержать российского автопроизводителя, проводится очередная дефибрилляция русавтопрома. Какое ВТО — людей спасаем! В таком случае как быть с сотнями тысяч дальневосточников, прямо или косвенно связанных с автобизнесом?

Да, этот бизнес не имеет серьезного юридического лица, но разве от этого оно для страны менее любимо? Что вы, наоборот, доставим новый автомобиль прямо к подъезду, товар проверенный и цена та же, что у всех. Плачем от радости и соглашаемся, предварительно не забыв отсчитать копеечку налоговых отчислений для покрытия перевозки российской железной дорогой наших полудрагоценных авто. Только покупай, только поскорей! А в целях придания ускорения надобно б и вовсе отменить использование автомобилей с правым рулем как не отвечающих требованиям с точки зрения безопасности. С такой инициативой уже выступает вице-спикер Олег Морозов. Злимся, но к мысли привыкаем.

К сожалению, увериться в том, что Дальний Восток уникальный регион, поводов всё больше и больше. На всей территории давно действует система уникальных региональных энерготарифов. Неподвластна описанию законами рынка схема снижения цен на топливо: стоимость нефти-сырца упала вполовину, то есть ощутимо, на конечный продукт — незначительно.

Отдельного слова заслуживает банковская система. Вот тут уж мы никак не можем чувствовать своего отрыва, банки действуют в единой российской системе координат. Однако ж не цивилизованного мира. Если в Европе ставка рефинансирования в условиях кризиса снижается, вследствие чего реальный сектор экономики получает возможность использования доступных кредитных ресурсов, у нас, наоборот, повышается. Государство объясняет это тем, что таким образом пресекается возможность вывода денег за рубеж. То есть идет борьба со следствием, а не с причиной — практикующейся системой автономного от задач реального сектора экономики действия банковской системы. Сегодня есть 259 системообразующих предприятий, которые должны получить господдержку и когда-то наверняка ее получат. Но есть и остальные, на которых в шальные нефтедолларовые годы денег не накопилось. Тут уж крутиться должен каждый кто как сможет. Нет сил — уступи дорогу. А если сил нет поголовно? Сейчас даже на некогда эффективно действующих предприятиях налогами полностью вымыты оборотные средства. Единственная возможность продолжить движение — кредит. При ставке рефинансирования в 11,5% банковский процент возносится до 20% и более. Рассчитаться по такому займу честный бизнес не сможет. Тогда где выход? Центробанк распространил информацию, что в следующем полугодии ставка рефинансирования будет значительно снижена. Многие ли доживут до этого часа?

В недавнем выступлении премьер указал на проблему серых зарплат, назвав это явление преступлением против страны, сограждан. Это действительно преступление: нет налогов — нет поддержки социальной сферы, зарплат бюджетников. Есть существующие налоги — нет малого и среднего бизнеса. На Дальнем Востоке такая зависимость становится как нигде явной. В регионе тарифы и налоги в большей мере, чем где-либо, бьют по среднему и малому бизнесу. Задолженность по зарплатам в дальневосточных регионах одна из самых больших в России. А ведь предрекают новую, более ощутимую волну кризиса. Нетрудно понять: если не будет создан эффективный волнорез в виде налоговых послаблений, не станет осуществляться более жесткий кризисный контроль над деятельностью кредитных учреждений, не будут приведены к единому российскому знаменателю тарифы на тепловую и электроэнергию, то Дальний Восток действительно сможет скоро уйти в ощутимый отрыв. Только это будет тот отрыв, о котором будут говорить с большой долей сожаления.

Источник: http://www.chaskor.ru/p.php?id=4869

7
1667
0