Войти в аккаунт
Хотите наслаждаться полной версией, а также получить неограниченный доступ ко всем материалам?

Черные списки на ТВ - существуют ли они на самом деле?

Черные списки на ТВ - существуют ли они на самом деле?

Прошлой осенью известный политолог-аналитик Михаил Делягин появился на телевизионном ток-шоу под названием "Народ хочет знать", в ходе которой позволил себе несколько колких замечаний относительно сроков пребывания Владимира Путина у власти. Когда программа появилась на телеэкране, Делягина там не оказалось.

Его замечания не просто были вырезаны, само его изображение было стерто цифровым методом из сцен, в которых остались все другие участники теле-дискуссии, подобно тем опальным товарищам, заретушированным на старых советских фотографиях. (Техники, видимо работали в спешке, оставив в одном из кадров только ноги Делягина, отделенные от тела).

Как следовало знать продюсерам передачи, Делягин с некоторого времени оказался в так называемом стоп-листе, списке политических оппонентов и прочих критиков власти, которых Кремль изгнал из телевизионных новостей и политических ток-шоу.

Стоп-лист, по определению Делягина, - "очень хорошее средство, которое позволяет не допускать никакого инакомыслия в СМИ".

Это также и примечательный символ того, как Путин все больше использовал подконтрольные Кремлю телевизионные каналы для консолидации власти, что особенно ярко проявилось в ходе последних выборных кампаний. Почти все оппоненты, которые появлялись на телевидении еще год назад, исчезли с телеэкранов во время предвыборных кампаний, в результате которых Путин обеспечил внушительную победу своей партии на парламентских выборах, а затем ввел своего протеже Дмитрия Медведева как преемника в должность президента. Сейчас Путин занимает пост премьер-министра, но по-прежнему многими воспринимается как национальный лидер.

Многие телевизионные журналисты открыто признают, что им приходится подчиняться системе стоп-листов. С другой стороны, высшие правительственные чиновники обычно говорят, что персоны, проявляющие враждебность к Кремлю не появляются на телеэкране только потому, что не пользуются влиянием и не являются ньюсмейкерами.

На самом деле стоп-листы включают многих известных россиян. Например, некогда сторонника Путина и бывшего премьер-министра Михаила Касьянова, который в этом году сделал попытку баллотироваться в президенты, но не был допущен до участия в выборах, или Андрея Илларионова, бывшего главного экономического советника Путина. Гарри К. Каспаров, экс-чемпион мира по шахматам и лидер оппозиционной коалиции "Другая Россия" тоже не допускается на экран, как и представители либеральных партий.

Коммунистическая партия, единственная из оставшихся в парламенте оппозиционных партий, тоже постоянно утверждает, что ее лидеров не допускают на телевидение.

Это касается не только политиков. Рок-группе 'Телевизор' было отказано в участии в уже запланированном выступлении по петербургскому телевидению, после того как ее члены приняли участие в демонстрации "Другой России".

Имя известного сатирика, Виктора Шендеровича тоже оказалось в стоп-листе. Когда-то Виктор Шендерович выпускал популярную телепрограмму "Куклы" с участием карикатурных изображений российских политических деятелей, включая Путина, но программу прикрыли до истечения первого срока пребывания Путина у власти.

Когда на проходившей в марте церемонии награждения призами Российской академии киноискусства ведущие шоу позволили себе вполне безобидные шутки в адрес Путина и Медведева, они были вычищены из телепередачи об этом событии, что можно расценить как угрозу тем, кто не умеет держать язык за зубами.

В одной из шуток, основатель российской академии кино, Юлий Гусман вскользь "прошелся" по поводу неразберихи с двойным руководством в стране. "У нас есть традиционное обращение Президента России," - сказал Гусман на церемонии, - "но так как сейчас никто толком не знает, кто именно у нас президент, считайте, что эти слова - от меня".

Владимир Познер, ведущий передачи "Времена", политического ток-шоу на Первом канале, основной национальной телевизионной сети страны, сказал, что за последний год давление с целью подчинения диктату Кремля заметно усилилось. Познер сказал также, что его настолько "достала", как он выразился, сгущающаяся атмосфера цензуры, что он посчитал необходимым высказаться по этому поводу.

'Выборы привели к настоящей паранойе со стороны кремлевской администрации, по поводу того, кто появляется на телевидении', - сказал Познер, который является президентом Академии Телевидения и стал известен в США в 1980-е г.г. благодаря своим выступлениям с комментариями на английском языке.

Российские журналисты в интервью нашей газете, выражали сомнение в том, что существует единый централизованный стоп-лист, спускаемый Кремлем. Они объясняли, что на некоторых каналах есть свои стоп-листы, отпечатанные на бумаге, в то время как другие руководствуются неофициальным стоп-листом - пониманием того, кто неугоден Кремлю. Познер рассказал, что он информирует администрацию Первого канала, кого он хотел бы пригласить в качестве гостей на свою передачу, а они проводят чистку, исключая нежелательных.

"Они скажут: "Ну, ты же знаешь, мы не можем, нельзя, пожалуйста, не ставь нас в такое положение. Не нужно приглашать такого-то и такого-то", - будь то Касьянов или Каспаров или кто-нибудь еще", - рассказал Познер и добавил: "О чем никто не хочет говорить вслух, так это то, что у нас нет свободы печати, когда речь идет о телевидении".

Ведущий другого политического ток-шоу, Владимир Соловьев считает, что Познер жалуется только потому, что его рейтинги падают, и он ищет, на кого бы свалить вину, если его передачу закроют. Соловьев утверждает, что он сам никогда не испытывал давления Кремля.

В прошлом году в его программе "К барьеру", выходящей на канале НТВ, регулярно принимали участие члены оппозиционных партий. В этом году все политики, появлявшиеся в его программе были лидерами путинской Единой России и ее партии-союзника.

На вопрос, почему он в последнее время не приглашал лидеров оппозиции, Соловьев ответил: 'Их же никто не поддерживает. Им нечего сказать'

Владимир Рыжков, либерал, остававшийся членом парламента с первого созыва до прошлого года, и которого Соловьев имел обыкновение приглашать на свою программу считает, что Соловьев "прикрывает" Кремль. "Конечно же он врет", - сказал Рыжков, - "его программы с моим участием были одни из самых рейтинговых в истории этого шоу".

Рыжков сказал также, что ему обычно дозволено появляться в продолжительных эпизодах только на одном крупном канале - 'Россия сегодня', англоязычной новостной телевизионной станции, созданной Кремлем для распространения своих взглядов в мире.

"Я могу появляться на "России сегодня" только потому, что они хотят создать впечатление, что в России есть свобода печати", - сказал он.

После падения (распада) Советского Союза, возникли несколько национальных и региональных телевизионных сетей, принадлежавших олигархам. Хотя они работали в условиях относительного отсутствия ограничений, владельцы часто использовали их , чтобы сводить личные или деловые счеты. Один такой канал, НТВ, завоевал широкую популярность своими журналистскими расследованиями и военными репортажами из Чечни.

Президента Путина сильно раздражало негативное освещение работы администрации, и в течение своего первого президентского срока Кремлю удалось практически взять под свой контроль основные национальные телекомпании, включая НТВ. Владелец НТВ, Владимир Гусинский, был ненадолго арестован, а затем покинул страну, предварительно отказавшись от своих прав на телекомпанию. С этого момента руководство и журналисты российских телекомпаний четко усвоили, что за неподчинение Кремлю они будут наказаны.

Теперь все крупнейшие национальные и региональные телевизионные сети принадлежат государству или его структурам. А после президентских выборов в марте этого года ни Путин, ни Медведев не предприняли ничего, чтобы 'ослабить поводья'.

"Очень часто у нас критикуют телевидение", - сказал в апреле этого года Дмитрий Медведев. 'Говорят, что оно скучное, что оно провластное, что оно слишком ориентировано на позицию государственных органов, на позицию власти. Я могу сказать, что наше телевидение по своему качеству, по средствам, которые используются, на мой взгляд, одно из лучших в мире'.

Валерий Комиссаров, бывший ведущий на одном из государственных каналов, а ныне, один из парламентских лидеров правящей партии, выразил мнение, что ссылки на телевизионное освещение или его отсутствие - это удобное оправдание для оппозиционных политиков и всех критиков власти.

"Эти люди не интересны обществу, не интересны журналистам", - сказал Комиссаров, - "но они хотят быть публичными. Видимо, они объясняют свою творческую и, мы будем говорить, политическую несостоятельность тем, что они гонимые. Ну, то есть то, что их включили в стоп-лист".

Хотя Кремль сосредоточил внимание на телевидении, как СМИ с самой большой аудиторией, многие радиостанции и газеты тоже подчиняются системе стоп-листа, либо игнорируя, либо принижая оппозицию. Манера освещения ими власти, как правило, присутствует лесть.

Есть и исключения: несколько национальных и региональных газет регулярно печатают критические материалы о Путине и публикуют комментарии тех, чьи имена занесены в стоп-лист. Кроме того, российский Интернет не подвергается цензуре и полон критики властей.

Небольшая национальная телевизионная сеть Рен-ТВ расширяет границы дозволенного так же, как и радиостанция "Эхо Москвы", которая стала голосом оппозиции, несмотря на то, что ее контрольный пакет акций принадлежит Газпрому, государственной газовой монополии.

Похоже, что Кремль терпит такие станции и каналы только из-за их сравнительно мало аудитории слушателей и зрителей по сравнению с крупными телевизионными сетями. Например, вечерние новости на Первом канале гораздо более популярны, чем любой из аналогов в Соединенных Штатах. Эта программа регулярно оказывается в десятке передач, привлекающих самое большое количество зрителей.

Делягин, политолог, которого в октябре прошлого года вымарали из программы "Народ хочет знать", сказал нам, что, в первую очередь, его удивил cам факт, что его вообще пригласили на передачу. Как он сказал, последний раз он был допущен на один из крупных телеканалов несколько лет назад, до того, как он стал публично критиковать Кремль и поддерживать оппозицию.

'Я подумал, что, может быть, она забыла посмотреть стоп-лист', - сказал он, имея в виду Киру Прошутинскую, ведущую программы.

Это был не первый случай, когда программа подвергалась цензуре.

Владимир Рыжков, бывший член парламента, принял участие в передаче в прошлом году, но руководство канала ТВЦ отказалось выпустить программу в эфир.

В интервью Кира Прошутинская подтвердила, что Делягин был вымаран при редактировании, и его изображение было стерто электронным способом из программы. Она призналась, что ей было очень неловко из-за этого инцидента так же, как и после случая с Рыжковым, объяснив, что ответственность за это лежит на компании.

Г-жа Прошутинская сказала, что Кремль настолько запугал телеканалы, что они, в итоге, стали очень осторожными во всем, что может оказаться не по вкусу Кремлю. А, как результат, самоцензура расцветает пышным цветом.

"Если я вам скажу, что работать сейчас просто, это было бы сильной неправдой", - сказала она в интервью. "Руководители каналов из-за безумной боязни потерять место, а оно теперь очень хлебное, хорошее, - они так перестраховываются".

От руководителей канала мы не получили комментариев, но директор службы новостей, Михаил Пономарев сообщил, что у журналистов и ведущих ток-шоу нет другого выбора, кроме как подчиниться правилам.

"Глупо говорить, что мы можем делать все что хотим, - сказал он, - потому что мы обязаны это согласовывать с владельцами компании. Если владелец компании считает, что вот такого-то человека мы не должны показывать, то, как бы мне этого ни хотелось, я не могу этого сделать".

Источник: inosmi.ru

{{ rating.votes_against }} {{ rating.rating }} {{ rating.votes_for }}

Комментировать

осталось 1800 символов
Свернуть комментарии

Все комментарии (4)

alexmak

комментирует материал 31.05.2008 #

Негативные АРГУМЕНТИРОВАННЫЕ комментарии событий и персон - это нормальная практика для СМИ. Эти комментарии позволяют взглянуть на текущие и прошедшие события с иной точки зрения для более полного их восприятия и оценки. Ошибки не совершают только ушедшие в мир иной .

Любые устойчивые структуры, будь-то технические системы и социумы, имеют в своем составе цепи отрицательной обратной связи, позволяющие сравнивать результат внешнего воздействия на систему на ее реакцию, что дает возможность своевременно принять меры, препятствующие разрушению этой системы. Поэтому, убирая из СМИ критические выступления, от этого, в конечном итоге, страдает защищаемая цензорами система.

user avatar
Mr.Smith

комментирует материал 31.05.2008 #

У Вас прямо-таки научный подход к комментированию публикаций. Но в принципе все верно сказано. С другой стороны, фразы об ангажированности прессы (не только общественно-политической, но и экономической и проч.) со стороны самой прессы, звучат наивно. Неужели и прежде никто не задумывался об этом? Неужели только в России такая ситуация? Абсурд. Эта практика применяется во всем цивилизованном мире. Правда жизни в том, что россияне воспринимают за истину в последней инстанции все, что пишут СМИ (\"в газетах врать не будут\"), американцы же и европейцы в этом плане гораздо внимательнее. А в тех же США ситуация с независимостью прессы еще более критична: даже такие корпорации как CBS и Fox News попадают под серьезное влияние \"высших\" сил, и не только политических, но и - экономических. Вспомните хотя бы ситуацию с табачным скандалом (1993 г.), когда один из топ-менеджеров третьей (по величине) табачной компании (Brown & Williamson), открыто заявил о том, что производители уже полвека умалчивают об истинном вреде, наносимом здоровью курением сигарет. Телеканал CBS получил от B&W ультиматум (или молчите, или мы вас покупаем, и продаем по частям), и умолчал. На год. До тех пор, пока тот самый топ-менеджер не доказал под присягой истинность своих слов и научных обоснований. Если бы не это обстоятельство, табачные компании США не получили бы обвинения от местного суда, потребовавшего оплатить по судебным искам 250 миллиардов (!) долларов...

user avatar
stiks34

комментирует материал 31.05.2008 #

Лишнее подтверждение того,что власть не ведает,что творит. И мы,благодаря нашему бывшему президенту, существенно продвинулись в направлении установления в России советской политической системы--руководящая партия во главе с \"лидером нации\", декоративная оппозиция,цензура СМИ, произвол и присвоение государством, уничтожение частной собственности... .

Как свидетельствует исторический опыт, какие бы прекрасные намерения ни декларировали диктаторы, кончается ( как правило) всё ухудшением экономической и социальной ситуации в стране.

user avatar
vladlena

комментирует материал 04.06.2008 #

Все стало ясно уже давно!! Это обыватели (не все) хвалят и превозносят Его првление, а на самом деле свободы слова как не было, так и нет. Оно ведь не от того зависит, шепчешся ты на кух не с соседом, или по телефону подружке болтаешь. Как в Сочи \"убрали\" людей на прямом диалоге с Путиным, кто был недоволен решением земельной проблемы для Олимпиады 2014. их просто недопустили. А бесправие, что там творилось, да и досих пор наверно есть ни в какие ворота не лезет. Если не брать гос бюджет, лучше стали жить те слои населения, кто устроился под тепленькое крылышко в хорошие фирмы да на должности. В остальном та же нищета. Каждый раз чуть подкинут косточку, чтоб молчали. Да и цены не взлетали давненько, (что теперь и сделают) вот и вся демократия. Туфта одна. Как имела власть так и продолжает.

user avatar
×
Заявите о себе всем пользователям Макспарка!

Заказав эту услугу, Вас смогут все увидеть в блоке "Макспаркеры рекомендуют" - тем самым Вы быстро найдете новых друзей, единомышленников, читателей, партнеров.

Оплата данного размещения производится при помощи Ставок. Каждая купленная ставка позволяет на 1 час разместить рекламу в специальном блоке в правой колонке. В блок попадают три объявления с наибольшим количеством неизрасходованных ставок. По истечении периода в 1 час показа объявления, у него списывается 1 ставка.

Сейчас для мгновенного попадания в этот блок нужно купить 1 ставку.

Цена 10.00 MP
Цена 40.00 MP
Цена 70.00 MP
Цена 120.00 MP
Оплата

К оплате 10.00 MP. У вас на счете 0 MP. Пополнить счет

Войти как пользователь
email
{{ err }}
Password
{{ err }}
captcha
{{ err }}
Обычная pегистрация

Зарегистрированы в Newsland или Maxpark? Войти

email
{{ errors.email_error }}
password
{{ errors.password_error }}
password
{{ errors.confirm_password_error }}
{{ errors.first_name_error }}
{{ errors.last_name_error }}
{{ errors.sex_error }}
{{ errors.birth_date_error }}
{{ errors.agree_to_terms_error }}
Восстановление пароля
email
{{ errors.email }}
Восстановление пароля
Выбор аккаунта

Указанные регистрационные данные повторяются на сайтах Newsland.com и Maxpark.com