"Плавающий рубль можно поддержать только ключевой ставкой"

На модерации Отложенный

Российские власти больше не могут поддерживать рубль валютными интервенциями, и единственный инструмент давления на курс — ключевая ставка Банка России. Такое мнение высказывает управляющий партнер аудиторской компании "2К" Тамара Касьянова.

Как полагает эксперт, "государство больше не может поддерживать рубль валютными интервенциями, ведь в условиях дефицита федерального бюджета и повального сокращения финансирования ряда стратегических отраслей и социальных программ, укрепление рубля государственной "кубышкой", средствами Резервного фонда РФ, не даст положительного результата в экономике страны".

"Единственный инструмент давления на курс — ключевая ставка ЦБ, но рискованная политика Центробанка уже в конце прошлого года показала свою неэффективность", — говорится в комментарии Касьяновой.

В ночь на 16 декабря совет директоров Банка России резко поднял ключевую ставку — с 10,5% до 17% годовых, объяснив данное решение необходимостью ограничить существенно возросшие в последнее время девальвационные и инфляционные риски.

По словам эксперта, "де-факто в начале 2015 года коммерческий бизнес оказался не способен кредитоваться по новым ставкам". "Возросшие курсы доллара и евро повысили издержки на грузовую логистику товаров в России, что негативно сказалось на производителях агропромышленного комплекса. Если бы ЦБ (позднее в 2015 году) не понизил ключевую ставку, то поддержка местных производителей по программе импортозамещения стала бы невозможна в принципе, так как у сельхозпроизводителей попросту не осталось свободных денежных средств", — указывает Касьянова.

Она напоминает, что, в частности, "в Италии некоторые банки кредитуют производителей сыра под залог их продукции, размещая головки сыра в специальных хранилищах". "Однако в России практика приема сельхозпродукции в качестве залога является крайне проблемной. Для того чтобы взять на хранение в качестве залога, например КРС (крупнорогатый скот), банку необходимо озаботиться столькими вопросами: от помещений для содержания и кормлением, до вакцинации и обширной страховки от непредвиденных обстоятельств. Кроме того, реализовать такой залог будет проблематично в связи с особенностями российского законодательства", — подчеркивает эксперт.

В целом, на ее взгляд, "Россия будет придерживаться политики импортозамещения в ближайшие годы и декларировать важность становления собственной импортонезависимой промышленности, развития агропромышленного комплекса и сектора МСБ, который позволит бороться с теневой занятостью населения, с одной стороны, и повысит объем налоговых отчислений в федеральный бюджет, с другой".

"Однако на практике основной рост экономики произойдет на территориях опережающего социально-экономического развития (ТОР), куда будут вложены иностранные инвестиции. Примерно треть российских городов являются моногородами, то есть образованы "вокруг" градообразующего предприятия или промышленного комплекса. Неудивительно, что число желающих стать ТОРами велико и не только в регионах Дальнего Востока", — констатирует Касьянова.