Экономический кризис остановил СПИД в Зимбабве

На модерации Отложенный

Экономический кризис в Зимбабве существенно замедлил скорость распространения СПИДа. Правительство страны считает это своей заслугой, хотя врачи по-прежнему твердят про гуманитарную катастрофу.

Число новых случаев заражения ВИЧ-инфекцией в Зимбабве на самом деле пошло на убыль. Такие данные на конференции в Южной Африке представил канадский вирусолог Майкл Сильверман после обследования в сельских клиниках почти 19 тыс. беременных женщин. По его данным, число инфицированных упало с 23% в 2001 году до 11% в конце прошлого года. Тем не менее статистика дает меньше поводов для оптимизма, чем могло бы показаться на первый взгляд.
Кризис против СПИДа

Эксперты пришли к выводу, что распространение эпидемии пошло на убыль из-за полного краха финансовой системы страны. К концу 2008 года безработица достигала в Зимбабве 94%, а гиперинфляция побила все известные человечеству рекорды. Валовой внутренний продукт Зимбабве в пересчете на одного гражданина составил $188 в год - против примерно $11 тыс. в России и почти $47 тыс. в США. За сомнительное первенство в списке самых неблагополучных стран мира с Зимбабве могут соревноваться только Сомали, Бурунди и Конго.

Экономический коллапс привел к тому, что у населения закончились деньги на самое необходимое. После того, как большинство рабочих мест было ликвидировано, а цены стали удваиваться практически раз в сутки, поход к проституткам стал не только рискованным, но и недоступным удовольствием. Профессор Стэнфордского университета и специалист по инфекционным болезням Дэвид Катзенштейн, проработавший в стране 25 лет, так прокомментировал агентству AFP собранные его коллегами данные: «Проблемы с транспортом, отсутствие денег, нехватка еды - все это уменьшает количество ваших потенциальных половых партнеров».
Реакция правительства

Реакция официальных властей Зимбабве на подобное объяснение результатов исследования была достаточно бурной. Факт снижения числа заболевших интерпретировался ими совершенно иначе:

«Не желая признать вклада правительства и народа Зимбабве в грандиозный триумф человеческого духа, некоторые западные ученые и их правительства занимаются мелочными придирками и предлагают нелепые объяснения», - пишет зимбабвийская The Sunday Mail.

Далее издание приводит статистику Сильвермана, поясняя, что «объяснение коллапсом экономики спада числа заболевших умаляет безмерный вклад правительства и народа Зимбабве в борьбу с ВИЧ и СПИДом».
Жизнь после коллапса

Получить некоторое представление о вкладе правительства Зимбабве в здравоохранение страны можно по недавней эпидемии холеры. После того как водопровод в ряде населенных пунктов прекратил свое функционирование, это заболевание распространилось среди почти 60 тыс. зимбабвийцев и, по разным данным, унесло жизни от 2 до 4,5 тысяч человек. Это событие вкупе с бегством из страны около 3 млн при общем населении 12 млн, заставляет отнестись к официальным заявлениям скептически.

Впрочем, еще один работающий в Зимбабве медик, Симон Грегсон, заметил, что некоторые сдвиги к лучшему все же есть. В результате наблюдения около 10 тыс. пациентов на протяжении 10 лет он пришел к выводу о том, что не только высокая смертность среди заболевших СПИДом вкупе с крахом экономики уменьшило число больных. Согласно его данным, все больше мужчин не только сокращает число половых партнеров, но и каким-то образом находит средства на презервативы. Не приведет ли это к новой вспышке болезни после окончания кризиса, покажет время. Пока выхода из кризиса в Зимбабве даже не намечается.

Заслуги Роберта Мугабе

Экономический кризис в Зимбабве начался задолго до всемирного финансового кризиса 2008-2009 годов. С 1980 года, когда к власти пришел нынешний президент Роберт Мугабе, ситуация только ухудшалась. В 1990-х годах у большинства белых фермеров были изъяты фермы, а в 2000 годах стала сокращаться добыча золота на рудниках страны. В ноябре 2008 года крупнейший производитель золота, Metallon Gold Zimbabwe, закрыл все свои шахты. Экономические проблемы государства переплетаются с политическими: нарушения прав человека, отток беженцев, убийства и насилие на межнациональной почве. Когда, как и при участии кого эта ситуация будет переломлена, неясно.