Дончане хотят власть, которая принесет мир

На модерации Отложенный

Война в Донецке идет ночью. В последнее время обстрелы приобрели какой-то «плановый» характер — днем город живет вроде бы обычной жизнью. А самое страшное — взрывы, разрушения, гибель мирных людей — начинается с наступлением темноты.

Перекрестный огонь под покровом ночи


«Но это же от нас стреляют!» — утром обсуждают соседи одного из домов впечатления от прошедшей ночи. «Я вышла ночью на балкон и увидела возле дома две пушки. Они сначала в одну сторону постреляли — туда, где находятся украинские военные. Потом развернули пушки и пальнули в другую», — рассказывает жительница одного из центральных районов города.

По ее мнению, ДНР так имитирует ответ с украинской стороны. Женщина подозревает сепаратистов в провокационных обстрелах мирных жителей с целью вызвать ненависть к украинской армии. «Ночью — это удобно, чтобы никто ничего не видел. И не понял, кто, куда стреляет и зачем убивает людей», — объясняет женщина.

Впрочем, с не меньшей уверенностью жители прифронтовых районов Донецка, утверждают, что снаряды к ним летят со стороны, где находится украинская армия. «Когда же уже будет покой?» — горько сетует пожилой шахтер.

Люди приспособились выживать


Спокойная ночь — это чудо. Две последних ночи были спокойными, без обстрелов. И люди опять настраиваются на мирную жизнь, забывая об ужасах до следующей канонады. Утром ведут детей в детский сад, едут на работу — по крайней мере, те, кто ее имеет. По неофициальным данным, которые появляются в СМИ, в Донецке сейчас проживает 600 тысяч человек. Но город выглядит все равно опустевшим.

Скопление людей, как правило, в местах торговли, в поисках самого дешевого. Из-за высоких цен на все товары — в тренде снова дачи. И комиссионные магазины. Они появляются на каждом шагу вместо дорогих, но все так же закрытых бутиков. Люди быстро приспосабливаются выживать в условиях войны.

«Первая радость, что утром проснулись живыми. Вторая — если получаем зарплату или пенсию. Кстати, платить теперь стали лучше. А еще радуемся, когда удается что-то купить подешевле, чем за углом», — рассказывает семья пенсионеров. «Цены — это первое, что меня поразило. Вообще, не понимаю, как люди здесь выживают», — удивляется их дочь, переселенка Ирина, которая приехала из Винницы на неделю домой.

Жизнь для пенсионеров и криминала

Последствия обстрела Донецка


Весь Донецк обклеен объявлениями с предложениями о платных услугах по снятию денег со счетов в украинских банках. Они так и не заработали на не подконтрольной Киеву территории.

А ДНР зарплаты бюджетникам уже выплачивает только в рублях. С количеством предложений по снятию денег конкурируют разве что услуги перевозчиков. Основные маршруты — до линии разграничения с территорией, подконтрольной Украине, и все новые направления в Россию. Теперь из Донецка через Россию даже проще и безопаснее въехать на остальную территорию Украины, чем напрямую через линию разграничения.

«Блокада заставила искать выход. Все приспосабливаются и привыкают к такой жизни», — объясняют водители. Из России соответственно поступают товары и гуманитарная помощь. Продукты из нее распределяют по бюджетным организациям: в детские сады и больницы. Но у многих закрадывается подозрение, что в машинах провозят не только продукты.

«Иначе, как бы ДНР могла бы постоянно пополнять свои арсеналы?», — спрашивает дончанин Алексей. Крупная стройка, на которой он работал до конфликта, заморожена. «Скорее всего, металлические конструкции скоро порежут на металлолом», — с болью говорит мужчина. На его взгляд, жизнь в ДНР может устраивать разве что криминальные структуры и пенсионеров.

«Часть из них бедствует, но ни для кого не секрет, что многим удается получать по две пенсии: и украинскую, и в ДНР, зарегистрировавшись и здесь, и там. А криминалу в „серой зоне“ вообще вольготно», — считает Алексей. Мужчина уверен, что большинству людей не нравится такое существование — под пулями и без перспектив. Но, на его взгляд, ничто не говорит о том, что завтра что-то кардинально изменится.

Переговоры о мире продолжаются. Война идет...


Между тем ширятся слухи о полномасштабном возобновлении боевых действий. Причем, с двух сторон. Каждая сторона конфликта называет дату 24 августа. По версии ДНР, в этот день начнется полномасштабное наступление украинской армии. А политики в Киеве готовят граждан на подконтрольных им территориях к наступлению в этот же день со стороны России. Параллельно звучат постоянные заявления и заверения о необходимости соблюдения минских соглашений.

«Политики ведут переговоры, бизнес между собой договаривается, а у людей под ногами земля горит. Пусть хоть какая власть будет, лишь бы война закончилась!», — подчеркивает жительница прифронтового района Донецка. И добавляет, что была против того, что ее брат пошел в армию ДНР: «Сколько мы с семьей его не отговаривали, все даром. Он уже дослужился до влиятельного чина и не видит себя иначе».

К тому же командиры у них получают высокую зарплату, утверждает женщина: «Я недавно узнала, что такая ситуация, как у нас, называется позиционная война — на истощение противника. И она может длиться бесконечно. Вот так и будем жить: одни по ту линию нас освобождают, другие, здесь — нас защищают. Только матерям горе».