Кому кризис, а кому - денечки золотые

На модерации Отложенный

Все познается в сравнении. Сотрудникам страховой компании AIG, получившим по одному миллиону долларов в виде бонусов, толпа грозит гильотиной, а вот руководители американских хедж-фондов, получившие за прошедший, 2008 год сотни миллионов и даже миллиарды, могут спать сном невинных младенцев. В то время как банки на Уолл-стрит рушатся словно карточные домики, менеджеры хедж-фондов, по словам экономического обозревателя Луиз Стори, посрамляют даже мифологического царя Мидаса, превращавшего в золото все, к чему он прикасался.

Художественное сравнение госпожи Стори подтверждают совсем нехудожественные статистические данные, только что опубликованные журналом International Investor's Alpha. Alpha пишет, что 25 топ-менеджеров хедж-фондов (как правило, это спекулятивные фонды, использующие производные финансовые инструменты и нацеленные на получение максимальной прибыли при любых условиях) получили в прошлом году 11,6 миллиарда долларов. Список хедж-мидасов возглавляет Джеймс Саймонс, бывший профессор математики, а ныне глава хедж-фонда Renaissance Technologies. Он заработал за 2008 год 2,5 миллиарда долларов(!). Его конек - торговая стратегия, основанная на сложных компьютерных вычислениях. Мидас N 2 - Джон Полсон. Он заработал 2 миллиарда долларов, поставив против рынка домостроения. Тройку лидеров замыкает очень или, вернее, слишком знаменитый в России Джордж Сорос - 1,1 миллиарда долларов.

И опять-таки все познается в сравнении. Кризис не мог не коснуться даже этих мидасов. В 2007 году 25 топ-менеджеров хедж-фондов заработали в два раза больше - 22,5 миллиарда долларов. Инвесторы по всему миру активно вынимали свои деньги из этих фондов. И тем не менее правительственный контроль, который раньше не слишком обременял хедж-фонды, усилился. В их дела стали совать нос разные инспектирующие институции. Над хедж-фондами нависла угроза в виде новых резко возросших налогов. А на днях министр финансов Тимоти Гайтнер пригрозил им еще более крутыми регуляторными мерами и санкциями. И все же... Если не считать суперурожайный 2007 год, 25 тысяч менеджеров никогда не зарабатывали так много до 2006 года.

Впрочем, Роберт Слоан, менеджер хедж-фонда S3 Partners, считает, что "золотой век для хедж-фондов уже прошел". Однако Слоан предупреждает, что его доходы и доходы его коллег "нельзя взвешивать на весах корысти", поскольку они делали реальные деньги для своих фондов и вкладчиков.

В интервью газете "Нью-Йорк таймс" Полсон, глава хедж-фонда Paulson and Company, заработавший в 2008 году 2 миллиарда долларов против 3,7 миллиарда в 2007-м, объяснил свой успех тем, что он - крупнейший инвестор в своем фонде. Он даже отказался от бонусов. Пенсионные и наследственные фонды, а также другие институции, пользующиеся услугами Полсона, "не возражали", по его словам, против его обогащения. "В году, когда все их другие инвестиции ушли на ветер, мы были для них как якорь, - говорит Полсон. - У нас есть инвесторы, которые доверили свои деньги Мейдоффу. Они особенно благодарят меня". (Бернард Мейдофф возглавлял жульнический фонд, построенный по пирамидальному принципу.

Он украл у инвесторов 65 миллиардов долларов. - "Известия".)

Как уже сообщалось, согласно плану Гайтнера по освобождению банков от "токсических активов" правительство рассчитывает на хедж-фонды, обладающие огромными наличными средствами. План предполагает, что фонды вместе с государством будут скупать у банков эти самые активы. Таким образом, перед топ-менеджерами открывается перспектива еще большего обогащения. "Парни, которым принадлежит будущее, это парни вроде Полсона и других из списка Alpha, - говорит Кейт Маккалох, глава Research Edge, аналитической фирмы, изучающей хедж-фонды. - Какая ирония судьбы. Нам придется идти побираться к тем, кого мы пытаемся предать анафеме".

Другой топ-менеджер из списка Alpha Пол Тураджи говорит, что он понимает возмущение общественности. "Уолл-стрит надо платить только в том случае, если он оправдывает доверие своих инвесторов. Что касается нас, то на каждый доллар, заработанный нами, приходится несколько долларов, заработанных нами для наших клиентов", - говорит Тураджи. Кстати, он заработал в 2008 году на 140 миллионов долларов больше, чем в предыдущем. В отличие от своих коллег Тураджи делится стратегическими секретами со своими инвесторами. Это редкое исключение. Обычно хедж-фонды оперируют по законам "черного ящика". Его содержимое становится известным, когда фонд терпит катастрофу. Тураджи заработал на том, что предсказал падение цен на дома и нефть и соответственно переориентировал вклады своих клиентов.

Дэвид Хардинг из Winten Capital (тоже входит в список) в заявлении для печати сказал, что его успех в 2008 году - наполовину удача и наполовину его 25-летний опыт, "добытый тяжелым трудом". Он добавил также: "Конечно, очень приятно иметь золотую жизнь и цель в жизни. Поэтому мне приятно ходить на работу. Но я сомневаюсь, что кто-либо захочет быть на моем месте или сможет делать то, что я делаю. Естественно, я не пошел бы в торговцы фьючерсами, если бы не хотел заработать кучу денег". Другие из списка Alpha благодарят не только себя, но и правительство. "Возблагодарим Бога за наше правительство! - восклицает Джон Тейлор, заработавший в прошлом году четверть миллиарда долларов. - Если бы оно не спасло банки, нам не с кем было бы вести дела". (У Тейлора свой собственный валютный фонд FX Concepts.)

Топ-менеджеры благодарят сейчас Бога и за план Гайтнера. Участие в ней - беспроигрышная игра для них. Если дело выгорит, они еще больше разбогатеют. А если нет, просто отойдут в сторону, оставшись при своих. Вместо них расплачиваться будут налогоплательщики. Ведь это их деньгами (95% всех ассигнований по плану Гайтнера) собирается выкупать "токсические активы" обанкротившихся банков администрация Обамы.

По всей вероятности, Бог, которого благодарят хедж-миллиардеры, это не тот Бог, который выгнал менял из храма и сказал, что скорее верблюд пролезет сквозь игольное ушко, чем богатый попадет в рай. Уж не потому ли Давид Хардинг и его хедж-коллеги устроили себе "золотую жизнь" - рай на земле.