России необходимо срочно поддержать социальную сферу

Всемирный банк представил отчет по экономике России, в котором отметил оправданную политику по поддержке государством реального и финансового сектора экономики. Но теперь, по мнению главного экономиста банка по России Желько Богетича, кризис распространился на социальную сферу. Соответственно, правительство должно отреагировать на это поддержкой самых бедных слоев населения, выделив на это 1% ВВП.

Желько Богетич отметил, что объем антикризисных мер российского правительства уже значительно превысил 2% ВВП. Все эти деньги направлялись в основном в финансовую отрасль с тем, чтобы они затем перетекали в реальный сектор экономики.

На раннем этапе кризиса эти меры были оправданы. Но теперь требуется поддержка социальной сферы. «Неожиданно быстрое расширение социального влияния кризиса в России – важный аспект кризиса, на который важно обратить внимание», – сказал Богетич.

Банк рекомендует в период с 1 апреля 2009 года до 1 апреля 2010 года направить на поддержку самых бедных слоев населения 1% ВВП, передает «Интерфакс».

Эти деньги должны пойти на повышение детских пособий на 220%, пособий по безработице на 70% и повышение на 20% пенсионных выплат 30% пенсионеров, живущих на минимальную пенсию. 1 апреля 2010 года эта программа сама собой прекратится с восстановлением экономики. К этим деньгам ВБ предлагает добавить 0,5% ВВП на поддержку малого и среднего бизнеса и инфраструктуры.

Богетич считает, что общая стоимость этого пакета невелика, а эффект – весьма ощутим. В результате дефицит бюджета в 2009 году вырастет максимум на 0,75% ВВП. А уровень бедности сократился бы в этом случае на 2,9 процентного пункта по сравнению с докризисным уровнем и составил бы 12,6%. Это означает, что 4,1 млн человек преодолели бы черту бедности. Кроме того, стимулировался бы внутренний спрос.

В случае если к 1 апреля 2010 года восстановление экономики не начнется, программа поддержки населения может быть продлена еще на полгода или год, полагает ВБ.

По прогнозу ВБ, дефицит федерального бюджета РФ в 2010 году может составить 6% ВВП. Резервы, накопленные правительством, позволяют жить с таким дефицитом, не прибегая к заимствованиям.

Уровень безработицы в России к концу 2009 года достигнет 12%, а уровень бедности – 15,5%. ВВП РФ в 2009 году упадет на 4,5%, а в 2010 году его рост будет нулевым. Инфляция в России в 2009 году будет равна 11–13%.

«Основными факторами, способствующими росту инфляции, станут рост цен на импорт и существенное ослабление бюджетной политики. Вместе с тем резкое замедление темпов экономического роста и внутреннего спроса, сохраняющееся кредитное сжатие и значительный отток капитала могут способствовать дальнейшему ужесточению денежно-кредитной политики и снижению инфляции», – говорится в отчете ВБ.

ВБ считает, что средняя цена нефти Urals в 2009 году составит около 45 долларов за баррель, в 2010 году – 45–48 долларов.

В отчете подчеркивается, что Россия будет выходить из нынешнего кризиса медленнее, чем из кризиса 1998 года. Кризис 1998 года был классическим бюджетным и валютным кризисом, распространившимся на государственный сектор. После него имела место глубокая девальвация и резкое восстановление экономики за счет экспорта с чрезвычайно низкого базового уровня на фоне в целом благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры.

Кризис 2008 года начался как кризис частного сектора, спровоцированный чрезмерными заимствованиями в условиях глубокого тройного шока (ухудшение условий внешней торговли, отток капитала и ужесточение условий внешних займов), в то время как финансовое положение в госсекторе было чрезвычайно устойчивое. «Текущий кризис, вероятно, станет более глубоким с точки зрения замедления темпов экономического роста и более продолжительным по сравнению с кризисом 1998 года», – говорится в отчете.

«Кризис 98 года, в первую очередь, отличается от нынешнего масштабностью. Тогда мы имели локальные кризисы: азиатский, затем российский. Сейчас же мы наблюдаем глобальный спад, то есть помощи извне нет», – соглашается аналитик ФГ «Калита-Финанс» Андрей Ганган.

По его словам, в 1998–99 годах кредитные рынки Западной Европы и США не были заморожены, Россия имела возможность рефинансироваться. Внешние рынки сбыта были открыты, мировая экономика росла, рос, соответственно, глобальный спрос, в том числе и на энергоресурсы. Сейчас ситуация противоположная.

«В этих условиях ожидать стремительного восстановления действительно не стоит. Сначала медленно из кризиса начнет выбираться финансовая система, чье доверие к реальному сектору понемногу начнет возвращаться, а следовательно, и объемы кредитования начнут увеличиваться».

Источник: http://vz.ru/economy/2009/3/30/270128.html

0
1069
0