НАТО считает вывод российских войск \"ободряющим\"?

На модерации Отложенный Министры обороны во время встречи в Будапеште избегали нового обострения напряженности в отношениях с Москвой – альянс не имеет консенсуса по вопросу вступления Грузии. Главы оборонных ведомств стран НАТО избегали во время встречи в Будапеште нового обострения напряженности в отношениях с Россией – в том числе и из-за собственной слабости: им до сих пор не удалось выработать единую позицию относительно вступления в альянс Грузии. Тем не менее вывод российских войск их успокоил.

По всей видимости, молодому грузину нелегко давался написанный по-английски текст выступления перед 26 главами оборонных ведомств стран НАТО. Однако ключевые понятия, бессчетное количество раз зазубренные за последние годы, довольно естественно слетали с уст Давида Кезерашвили. "Full-fledged membership", "Euro-Atlantic family of democracies" ("полноценное членство", "евро-атлантическая демократическая семья"), – произносит 30-летний министр обороны, подчеркивая, что Грузия делает ставки именно на полноценное членство в альянсе. В то же время старые государства альянса, Германия и Франция, бросают свой вес на чашу весов, добиваясь того, чтобы это не случилось слишком быстро.

Таким образом, на неформальной встрече натовских министров обороны в Будапеште в пятницу трещина, которая проходит через альянс, стала еще более очевидной. Первое заседание комиссии НАТО-Грузия на министерском уровне – комиссия была создана после войны на Кавказе в августе этого года – должно представлять собой однозначный политический сигнал, адресованный Москве. В тот день, когда Россия закончила вывод своих войск из центральной Грузии, НАТО под предводительством США, Великобритании и Польши подтвердило свою заинтересованность в более тесных отношениях с этой страной.

Однако канцлер Германии Ангела Меркель расставила точки над "I" еще неделю назад: "Позиция, предусматривающая скорейшее принятие Грузии, не имеет ничего общего с позицией Германии". Эрве Морен, министр обороны Франции, высказался в Будапеште в аналогичном ключе.

Генсек НАТО пытается на фоне противоречивых позиций в альянсе соблюсти золотую середину и не обострять еще больше и без того напряженные отношения с Россией.

НАТО не поставляет оружия Грузии, отметил Яап де Хооп Схеффер. "Первая оценка" зрелости Грузии с точки зрения так называемого Плана действий по членству (ПДЧ) будет принята на очередной встрече глав оборонных ведомств НАТО, которая состоится в декабре, считает генеральный секретарь альянса, принимая тем самым формулировку Германии. В настоящее время еще рано говорить о решении относительно нормализации отношений между Россией и НАТО. Вывод российских войск с территории Грузии является "ободряющим", однако многое зависит от оценки, которую даст министр иностранных дел Франции.

Это лишь первый этап

Бернар Кушнер совершает в настоящее время рабочую поездку по грузинским селам, расположенным вблизи границы с сепаратистской Южной Осетией. Он соблюдает осторожность в оценках: вывод российских войск из созданной после войны буферной зоны является лишь первым этапом. Русские пока еще не вернулись на позиции, которые занимали до начала конфликта 7 августа, подчеркнул глава внешнеполитического ведомства Франции.

Верховный представитель ЕС по внешней политике и безопасности Хавьер Солана также заявил в Брюсселе, что вывод российских войск его "осчастливил", однако не стал упоминать проблемы, которые будут рассматриваться на следующей неделе в ходе конференции по Кавказу в Женеве с участием представителей ООН, ЕС и ОБСЕ. Речь пойдет о судьбе 15 тыс. грузин, выдворенных из Южной Осетии и из Кодорского ущелья в Абхазии, а также о политических отношениях с обеими сепаратистскими республиками, независимость которых признала Россия, к тому же выразив намерение официально разместить там более 7 тыс. военнослужащих.

Министрам НАТО удалось преодолеть другой спорный вопрос только при помощи компромисса: НАТО расширит свой мандат в Афганистане и в будущем возьмет на мушку лаборатории, где производятся наркотики, а также наркодилеров; однако каждое отдельное государство, предоставляющее свой военный контингент, самостоятельно решит, будет ли оно принимать в этом участие.

Маркус Бернат