Рост курса доллара ударит по рядовому россиянину

На модерации Отложенный

Всегда во время экономического кризиса проблема стабильности валюты находится в центре внимания и государства, и финансово-промышленных кругов, и рядовых обывателей. Такое внимание является следствием того, что валютные курсы – наиболее близкий каждому человеку индикатор состояния экономики. Индикатор, который понятнее, чем биржевые индексы котировок акций или показатели финансовой отчетности компаний. И, если биржевые данные и финансовая статистика волнуют больше профессионалов, то рост или падение основных валют касается каждого. Ведь, скажем, рост курса евро – это и рост стоимости туристической путевки, которую надо покупать к отпуску, и рост стоимости автомобиля, который неплохо бы обновить через год-два. Так что в любой очереди можно услышать слова о том, что "доллар растет", а вот о колебании индекса РТС мы там никогда не услышим.

Но, пожалуй, больше всего граждан России сейчас интересует резкое изменение курса доллара, который на протяжении последних недель демонстрирует устойчивый рост и, хотя еще не вернулся к максимуму своей стоимости, которую демонстрировал в начале 2000-х годов, но уже уверенно подбирается к цене в 28 рублей за доллар. А это является психологически важным рубежом, так как именно с этим курсом наша страна вступила в эпоху роста экономики при президенте Путине.

Падение курса доллара, связанное с резким ростом цен на нефть в последние три года, привело к тому, что в России началось уверенное вытеснение американских денег из валютного оборота и замена их на европейские, чья цена в эти же годы постоянно росла. К чему это привело?

Во-первых, переход с доллара на евро в качестве эквивалента валютного расчета вызвал увеличение расходов основной массы потребителей. Как правило, этот переход происходил таким образом, что цены на продукт или услугу, измеряемые в рублях, выросли. Наиболее заметно это сказалось на уже упомянутых выше услугах зарубежного туризма и стоимости автомобилей, ввозимых в Россию.

Во-вторых, рост курса евро привел к увеличению спроса на эту валюту. В результате, курс часто рос не по объективным экономическим причинам, а потому, что население активно скупало валюту, и банки стремились получить на процессе продажи максимальную прибыль. Это, в свою очередь, вызывало ложное ощущение того, что евро суждено расти в цене до бесконечности и именно эта валюта является наиболее выгодным вложением для валютных сбережений. Конечно, это было не так, с учетом того, что в мире есть немало "малых" валют, чья стабильность проверена десятилетиями, например, швейцарский франк. Но они не были известны человеку из народа, поэтому роль валютного фетиша последних лет закономерно стал играть евро.

Итак, доллар падал, евро рос, это казалось стабильной тенденцией, как вдруг разразился мировой финансовый кризис, который постепенно перерастает в кризис экономический. И тут выясняется, что экономическое положение Европейского Союза не так уж и стабильно, курс его валюты неадекватно завышен, а мероприятия Европы по спасению своей экономики явно недостаточны для сохранения прежнего курса евро. Между тем, экономика США, хотя и оказалась под ударом кризиса, все же еще очень сильна, а антикризисные усилия американского правительства достаточны, чтобы сохранить значение доллара в мире.

На благо США работают и экспортно-ориентированные страны, в частности, Китай, которые жизненно заинтересованы в том, чтобы спасти и американскую экономику, и американскую валюту, потому что иначе их ждет катастрофический спад производства, которого многие просто не переживут. Ну, и последним фактором укрепления доллара стало то, что мировая экономика испытывает насущную необходимость в расчетной валюте. К тому же сказалась и зависимость Европы от поставки энергоносителей извне, что не добавляет стабильности ни одной даже самой мощной экономике. Ослабление евро привело к тому, что доллар стал использоваться шире, что в свою очередь еще более пошатнуло позиции евро. В результате, на фоне общего кризиса, охватившего и США, и ЕС, произошла корректировка курса валют и цена доллара увеличилась. То есть, курсы изменились не столько потому, что доллар стал силен, сколько потому, что евро ослаб.

Казалось бы, какой прок России во всех этих колебаниях курсов? Но все не так просто. Вспомним кризис 1998 года, когда резкое увеличение стоимости доллара в результате заставило российскую экономику заработать и начать производить промышленную продукцию, на которую появился спрос. До этого на протяжении первых лет либеральных экономических реформ и приватизации основная задача промышленного производства состояла в том, чтобы служить источником для бездумного разграбления со стороны новых хозяев.

Когда у граждан России исчезла возможность дешево покупать импортные товары, на их место пришли отечественные производители, которые смогли насытить рынок и заработать на этом достаточно денег, чтобы начать вкладывать их в развитие производства.

Но постепенно в течение 2000-х годов курс доллара падал, а курс рубля укреплялся. Это привело к тому, что со временем все более выгодным стало ввозить продукцию из-за рубежа, а местное производство постепенно оказалось в почти одинаковых с иностранными производителями финансовых условиях. Это приводило к убыткам, так как для повышения конкурентоспособности российских товаров надо было уменьшать цены, снижать издержки или меньше платить рабочим. Для первых двух вариантов действия необходимы были существенные инвестиции в производство, на которые не хватало денег, так как рынок захватывали импортные товары, а второй вариант был невозможен по причине установившегося в стране уровня стоимости трудовых ресурсов.

То есть отечественному производителю было необходимо, чтобы случилось одно из трех. Или правительство ввело бы очень существенные протекционистские меры по отношению к импорту, или вырос бы курс основной расчетной валюты, для того чтобы цены на импортные товары увеличились, или случился бы кризис и следующее за ним массовое обеднение, что привело бы к падению стоимости рабочей силы. Как ни странно, сработали сразу два последних фактора. Кризис уже становится причиной сокращений заработной платы и увольнений. Он же повлек за собой уменьшение стоимости рубля.

В результате, у российских промышленников появляется второй шанс на то, чтобы увеличить свое присутствие на внутреннем рынке. Хотя они и воспользовались первым шансом, впоследствии у очень многих из них стремление обзавестись новой яхтой на Средиземном море или замком в Шотландии возобладало над необходимостью вкладывать полученные доходы в развитие производства. Тогда казалось, что благополучие будет вечным.

К сожалению, кризис привел к падению цен на энергоносители, основной объект экспорта России. Цена на нефть уже откатилась к уровню двухгодичной давности, и вполне возможно будет падать еще. Для смягчения последствий падения цен на нефть создавался Стабилизационный фонд, но его средства неразумно вкладывались в американскую экономику, в том числе в рухнувший рынок ипотеки. Это привело к тому, что мы уже потеряли немалую часть отложенных на черный день сбережений всей страны. Надолго ли хватит оставшихся средств, неясно, ведь спасение собственной финансовой системы потребует огромных вложений. А российский бизнес слишком привык перекладывать социальную ответственность на государство. В результате может получиться так, что за потерянные деньги простых людей будет отвечать не банкир, которому они были отданы в управление, а правительство РФ.

Также надо напомнить, что на протяжении всех последних лет и государственные чиновники, и банкиры уверяли каждого, что наиболее выгодным средством хранения сбережений является рубль. В итоге им поверили и рублевые вклады стали основными для большинства населения, тем более что рубль демонстрировал стабильность, а проценты по таким вкладам были наиболее высоки. Теперь происходит обесценивание вкладов, при пересчете их в долларовый эквивалент. В то же время часть долговых обязательств, в том числе наиболее тяжелые – ипотечные – брались гражданами России в валюте, в расчете на то, что постоянное падение курса доллара приведет к тому, что платить придется меньше, чем брали. Так что, в результате отдавать придется больше. Что естественно никого не радует, потому что ипотечный кредит это не кредит на новый телефон, его невозможно отдать за несколько месяцев.

Поэтому второй шанс предпринимателям и финансистам, к сожалению, вновь дается за счет рядового россиянина. Воспользуются ли этим шансом наши лидеры экономики? Это пока не ясно, но понятно одно – без социально ориентированного государства, чьим приоритетом была бы не прибыль владельцев капиталов, а благосостояние масс, без создания гражданского общества, которое могло бы контролировать государственную экономическую политику, как на местах, так и в общероссийском масштабе, мы обречены раз за разом платить по счетам безответственных коммерсантов, которые будут пытаться решить свои проблемы за наш счет. И, чем дольше наши предприниматели будут затягивать коренную модернизации российской экономики, тем больше будут наши грядущие потери.

Михаил Диунов