Чем Евросоюз будет заманивать Россию?

На модерации Отложенный

После ноябрьского саммита в Ницце произошло большое количество важных событий, которые не могли не повлиять на их взаимоотношения. России пришлось признать, что у нее нет иммунитета от мирового экономического кризиса. На самом деле, ее экономика столкнулась с мощным спадом, высокой инфляцией, ростом безработицы и бегством капитала из страны.

Во-вторых, в Белом Доме появился новый хозяин, который твердо намерен добиться определенного прогресса в американо-российских отношениях. Президенты Барак Обама и Дмитрий Медведев провели хорошую первую встречу в Лондоне во время апрельского саммита \"большой двадцатки\" и договорились начать новый раунд переговоров по контролю вооружений. А это может принести свои дивиденды и отношениям между ЕС и Россией.

В-третьих, Европейский Союз запустил в действие свою программу \"Восточное партнерство\", направленную на сближение ряда бывших советских республик с ЕС. Москва подвергла новую политику критике, назвав ее попыткой Евросоюза расширить свою сферу влияния на заднем дворе у России.

В-четвертых, Кремль так и не выполнил все условия соглашения о прекращении огня с Грузией в части отвода своих войск на довоенные позиции. Еще больше усугубляя ситуацию, Медведев три недели назад приказал дополнительно направить в Южную Осетию и Абхазию российских пограничников.

Саммит Россия-ЕС будет проходить как раз накануне пятого раунда переговоров о новом стратегическом соглашении. Пока достигнут лишь незначительный прогресс в вопросах безопасности, прав человека, экономического сотрудничества, исследований, образования и культуры. Москва настаивает на подписании рамочного соглашения, в то время как ЕС предпочитает говорить о всестороннем соглашении, в котором ничто не может считаться согласованным, пока не будут согласованы абсолютно все вопросы. Но стороны начинают лучше понимать друг друга, что крайне важно для достижения прогресса.

Самыми сложными вопросами переговоров являются энергетика и права человека, которые стоят во главе списка. И это не удивительно. Россия была недовольна тем, что Евросоюз и Украина обсудили соглашение о модернизации проходящих по украинской территории газопроводов, не пригласив к такому обсуждению Москву. Кремль добивается от ЕС более открытой поддержки планов строительства трубопроводов \"Северный поток\" и \"Южный поток\". Медведев выступил с предложением о новом варианте энергетического договора, который должен прийти на смену Энергетической хартии, подписанной, но не ратифицированной Россией. Комиссар ЕС по энергетике Андрис Пиебалгс (Andris Piebalgs), однако, отверг это новое предложение. Что касается прав человека, то здесь Россия старается свести к минимуму те обязательства, которые она взяла на себя в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе и в Совете Европы.

Европарламент настаивает на том, чтобы Еврокомиссия вела себя жестче по отношению к Москве, отмечая, что нарушение территориальной целостности Грузии и январский газовый спор подвергли серьезной опасности взаимоотношения ЕС и России.

Члены парламента также хотят, чтобы ЕС был требовательнее к России в вопросах прав человека и поддержки гражданского общества. Между сторонами существует ограниченное количество сфер согласия, к числу которых относятся проблемы терроризма, незаконного оборота наркотиков, вопросы науки и культуры. Никто не знает, как долго продлятся переговоры. Можно с основанием говорить о том, что минимальный срок составляет от полутора до двух лет. Столько же времени понадобится для ратификации.

Недавняя размолвка между Россией и НАТО из-за военных учений в Грузии, а также взаимное выдворение шпионов также негативно отразятся на отношениях ЕС и России. В России, похоже, налицо раскол между теми, кто считает, что государство может по-прежнему в одиночку решать свои международные проблемы, и теми, кто хотел бы полностью интегрировать страну в мировое сообщество. Дебаты по вопросу вступления в ВТО хороший пример такой борьбы. Еще один пример - отношения с Евросоюзом.

Многие представители бизнес-сообщества и наиболее дальновидные политики предпочли бы продолжать работу по обеспечению стратегического партнерства с ЕС. Большинство экономистов прекрасно понимает, что Россия сможет модернизировать свою экономику только при содействии и поддержке Евросоюза. Несмотря на заявления о том, что Россию не пугает новая \"холодная война\", премьер-министр Владимир Путин и Медведев знают, что страна не перенесет новую гонку вооружений. Кроме того, в условиях сокращения численности населения страны Москва должна быть обеспокоена тем, что у России не хватит людских ресурсов для надежной защиты своей собственной территории, не говоря уже о безрассудных экспансионистских затеях.

Как ЕС следует реагировать на неизбежное давление Кремля и попытки расколоть его? Во-первых, страны-члены Евросоюза должны признать, что у них на руках имеются весьма сильные козыри для ведения переговоров с Россией. В Евросоюзе проживает почти 500 миллионов человек, а в России всего 140 миллионов. Гораздо более богатый ЕС обладает самым крупным и самым привлекательным внутренним рынком в мире, и российские компании очень хотят получить кусок такого пирога. Европа платит высокие цены за российские природные ресурсы, а \"Газпром\" 70 процентов своей выручки получает от продаж на европейском рынке. ЕС покупает почти 60 процентов общего объема российского экспорта. Москва хочет вступить в ВТО, и ЕС в состоянии облегчить ей этот процесс.

У Евросоюза нет какой-то одной крупной приманки, но у него есть масса привлекательных вещей, которые Кремлю очень понравятся. Следовательно, политика ЕС должна строиться на твердом понимании его общих интересов, которые он должен отстаивать единым фронтом. Это трудно, но вполне возможно.