Как я работала продавцом в супермаркете. Часть IV

На модерации Отложенный

«За нами следят!»

В магазине всегда хочется есть. Даже после обеда. И для этого куча маркетологов годами разрабатывали спецтехнологии: запах, свет, музыка, раскладка товара - все должно возбуждать в человеке страсть к покупкам. Пока вы доберетесь до витрины с хлебом, за которым пришли, ему придется пройти весь магазин, а значит, увидеть весь ассортимент, а значит, купить кучу нужных и ненужных вещей. А когда в магазине проводишь по 13 часов, желание одно: снять с вертела курицу гриль и съесть ее прямо здесь...

- Ты всегда должна быть чем-то занята, - шепотом предупредила меня Тамара, продавец из мясного отдела. - За нами следят камеры. Потом пленки просматривают менеджеры. Если заметят, что ты ничего не делаешь, лишат премии. Еще следят для того, чтобы ничего не утащили. Но воровство все равно процветает. По неофициальной информации, убыток от потенциальных краж закладывается в стоимость. Накрутка для подстраховки. Украдет продавец пакет молока или нет, покупатель все равно за этот проступок заплатит.

Продавцов проверяют, перед тем как впустить на рабочее место и перед тем как выпустить. Охранники обыскивают сумочки и на всем, что в них есть, ставят свою роспись маркером. Если на выходе обнаружат пачку салфеток без автографа, заставят заплатить на кассе. Еще штраф получишь. Но это я узнала через несколько дней. Потому как все время заходила и уходила через центральный вход на глазах у охранников. При желании могла вынести полмагазина в сумочке!

Воруют и кассиры. Но их поймать сложнее. К тому же дурят они чаще всего покупателей. Второпях кассирша пробивает вам пару товаров, которых у вас нет, либо же считает по другому ценнику.

«Тебе хамят, а ты терпи»

Покупатели - народ забавный. Есть милые, очень вежливые люди. Но и хамов предостаточно.

- Слышь, да здесь все чурки недорезанные работают, они по-русски говорить не умеют, - послышался голос у меня за спиной. - Вот смотри, как я ее зачморю щас. Эй ты, слышь, продавщица, гастарбайтщица, блин! Спляши мне лезгинку!

Ну наконец-то, думаю, дождалась, чуркой необразованной обозвали. Тем временем молодое быдло в тренировочных штанах заливалось смехом вместе с подружкой.

- Могу я вам чем-нибудь помочь, молодые люди? - произнесла я тоном английского дворецкого.

- Люськ, она еще по-нашенскому разговаривает, блин!

- Разговариваю - улыбаясь, ответила я. - У меня и справка есть из университета. Диплом называется. Я окончила факультет филологии.

- Ну, типа, извини нас.

- Извинения не входят в мои обязанности.

На душе было гадко. Очень.

- Не переживай, главное - зла не держи, тебе хамят, а ты терпи, - успокаивала меня Зинаида Михайловна, бывшая воспитательница. - Покупатели на наше хамство могут хоть пожаловаться, а мы нет.

Большинство продавщиц смирение и всепрощение Зинаиды Михайловны не разделяют. У них к покупателю классовая ненависть.

К тому же сложно чувствовать себя человеком, работая за такие деньги. Бросай работу, раз не устраивают условия, скажете вы. Но если они все уволятся, кто нам с вами будет продукты продавать?

Обитатели прилавков

С обедами и завтраками с каждым днем становилось все хуже. Даже цена в 10 рублей не спасала салаты с мусором и слипшиеся макароны.

- Сегодня есть опять нечего, - расстроила меня продавец Таня. - Опять из этого «Своего продукта» все готовили.

Меня чуть не стошнило. Экономят, сволочи...

А приносить еду в магазин запрещено. Увидят, как ты жуешь, - оштрафуют на ползарплаты.

Зато штрафы за курение мало кого пугают. Да по правилам магазина курить на протяжении рабочего дня строго запрещено. В туалете даже объявление висит «За курение штраф - 4 тысячи» плюс с твоей зарплаты столько же спишут. Но все курят. Тайком на складе или в туалете.

- Я раньше на рынке торговала, - рассказала мне продавец Неля. - Холод, грязь, хозяин палатки обязательно кинет тебя с зарплатой. Лучше уж здесь вкалывать.

Год назад по заданию редакции я тоже торговала на рынке и знаю о всех «прелестях» этой каторжной работы.

- Галина Сергеевна, та, которая на сырах стоит, раньше на заводе инженером работала, - продолжала Неля. - Попала под сокращение. До пенсии ей еще 7 лет вкалывать, а на нормальную работу в этом возрасте никто не возьмет.

Среди продавцов много приезжих. Амина из Ташкента, у нее там мама и трое детей. Мужа убили. Работы там нет. Приехала на заработки. Похожие истории у Зульфии, Нурии... Среди них есть образованные интеллигентные девушки: врачи, учителя. Есть и те, кто с трудом говорит и понимает по-русски... Их тоже берут на работу, но платят им в два раза меньше.

- Я к тебе не вернусь, больше не будешь надо мной издеваться, - раздался голос от соседней витрины.

Это оказалась Света, новая продавщица. Она сидела на корточках возле тележки, груженной стиральными порошками и плакала.

- У меня только синяки начали заживать, - сквозь слезы причитала она в телефон. - Не сдохну без тебя и не мечтай. Я на работу устроилась.

Света попала сюда случайно. Забежала в магазин, чтобы спрятаться от мужа, который за ней гнался. Одна из продавщиц укрыла ее в подсобке. В магазине Света и осталась. Потом выяснилось, что она никогда не работала, была домохозяйкой, потому и терпела побои от мужа.

Среди продавщиц таких много. Муж бил, решила уйти, а некуда. Образования нет, опыта работы тоже. Они сами признают, что ничего не сделали для лучшей жизни и поэтому готовы сутками пахать за копейки. Вот только работают они не на рынке, а в элитном магазине, где баснословная стоимость продуктов должна обеспечивать им приличную зарплату. Но какая нам, покупателям, разница, своих проблем хватает. И одна из наших проблем - дорогие продукты, в стоимость которых владельцы магазинов накручивают и обслуживание. И где оно - хорошее обслуживание?

ИТОГИ РАБОТЫ

Корреспондент «КП» выяснила:

Просроченные продукты пускают на нарезки и салаты, наклеивая на них новые ценники с сегодняшним числом;

свежие продукты прячут на задние ряды, а те, у которых срок годности скоро истечет, наоборот, стоят на первом плане, чтобы быстрее разбирали;

по слухам, испорченные товары отправляют в магазины эконом-класса;

маринованное мясо для шашлыков по скидкам чаще всего несвежее;

всегда надо проверять чеки на кассе;

в плохом сервисе виноваты не столько продавщицы, сколько менеджеры магазинов, которые создают все условия для хамства.

Куда жаловаться

Общественная приемная управления Роспотребнадзора по Москве: (495) 621-70-76 Графский переулок, 4/9, Москва, 129626.

Федерация правовой помощи потребителям: (495) 363-34-17.