Чем чреват для России \"плевок в лицо\" США?

На модерации Отложенный Упреждающий удар по “агрессивному блоку НАТО” нанесла Москва. В ответ на блокирование работы Совета Россия—НАТО до вывода российских войск из Грузии наша власть заявила о грядущем пересмотре своих отношений с альянсом. Вкупе с другими предельно жесткими действиями Кремля это ясно свидетельствует о нашем радикально новом курсе по отношению к Западу. Осталось лишь понять, в чем именно он заключается. То ли с помощью психологического давления Москва пытается выторговать у США и Европы тактические уступки. То ли речь идет о реальной попытке изменить весь ход нынешней геополитической игры в Евразии. 

“Внешнеполитические команды Клинтона и Буша действовали исходя из двух фальшивых принципов. Принцип первый: несмотря на конец “холодной войны”, Россия остается агрессивной по определению, и поэтому мы должны придвинуть наш военный альянс к ее границам. Принцип второй: Россия всегда будет слишком слабой, чтобы создать опасность для любых новых членов НАТО. И поэтому нам никогда не придется посылать войска, чтобы их защищать. Оба эти принципа оказались неправильными”, — такая цитата известного американского внешнеполитического эксперта Майкла Мандельбаума появилась на днях в “Нью-Йорк Таймс”.

Ученый янки точно уловил произошедший в последние дни сдвиг в российской политике. В эпоху президентов Ельцина и Путина все наши ссоры с Западом происходили по одному и тому же алгоритму. Будучи ознакомленным с очередным неприятным сюрпризом от своих новых заокеанских друзей, Кремль поднимал страшный шум: мол, мы этого никогда не потерпим. Но когда подходило время для принятия реального решения, Москва всегда “покорялась неизбежному” и старалась даже “получать удовольствие”.

Нынешняя ситуация вокруг Грузии — первый случай за последние 17 лет, когда Россия ответила Западу не словами, а делами. Демонстративно игнорируя ультимативные и все более эмоциональные требования о “немедленном выводе” войск из страны Саакашвили, Кремль посылал США и Европе недвусмысленный сигнал: а не такие уж вы и крутые! Новый демарш Москвы в НАТО — прежде всего еще один символический жест.

Интрига в том, что у Москвы в рукаве припрятано еще несколько козырей. Если мы, например, официально признаем независимость Абхазии и Южной Осетии, отыграть назад будет уже очень трудно. Всем придется признать, что мы живем в новой реальности — с совершенно другими отношениями между Москвой и Западом.

С чисто эмоциональной точки зрения нынешний отказ России играть в поддавки с Западом не может не вызывать чувства удовлетворения.

В той же статье в “Нью-Йорк Таймс” один из столпов американской политической журналистики Томас Фридман так охарактеризовал суть мессиджа, который Вашингтон посылал России все последние годы: “Мы ожидаем, чтобы вы вели себя как западные демократы. Но мы будем к вам относиться так, как будто вы по-прежнему являетесь Советским Союзом. “Холодная война” закончена для вас, но не для нас!”

Однако рождающаяся на наших глазах “новая реальность” пока вызывает больше вопросов, чем дает ответов. Неясно, например, как далеко готова зайти Москва и как на это будет реально реагировать Запад. Пока все клятвенные заявления Кондолизы Райс и ее коллег “наказать Россию” производили скорее комическое впечатление. Исключение из G8, отказ пустить нас в ВТО и бойкот Олимпиады в Сочи — все это неприятно, но отнюдь не смертельно. Однако стоит ли в долгосрочном плане считать Запад “бумажным тигром”? При всех наших нефтегазовых сверхдоходах объем российской экономики в десять раз меньше, чем у Америки. США победили в “холодной войне” несравненно более могущественный СССР. Неужели они не придумают, как “ужучить” Россию?

На этот вопрос, к удовольствию отдельных российских поклонников “чистой демократии”, сложно ответить “нет”. Но тут опять же возникает масса вопросов. Будет ли готова Америка ввязаться в фронтальную конфронтацию с Россией? У янки сейчас вроде и так есть чем заняться: две незаконченные войны в Ираке и Афганистане плюс возможная война с Ираном. Кроме того, своим главным потенциальным геополитическим противником в США считают уже не нас, а Китай. И толкать нас в объятия Пекина для американцев не очень-то выгодно.

Отдельная песня — поведение союзников Вашингтона. Сейчас Западная Европа вроде бы с США заодно. Но не изменит ли она свою позицию на этапе перехода от слов к делам?

Неясно, и в каком направлении пойдут процессы в СНГ. Окажется ли сильнее “вектор имени Ющенко” и страстное желание по максимуму отгородиться от России? Или продемонстрированная Москвой отвязность, напротив, заставит к ней относиться с большим уважением?

Одним словом, мы находимся на совершенно неизведанной политической территории. Раньше Путин только ругал “товарища волка, который кушает и никого не слушает”. Сейчас же российский правящий тандем плюнул этому волчаре в лицо. В затеянной Кремлем большой геополитической игре можно по-крупному выиграть — или еще более по-крупному проиграть.

Михаил Ростовский