Кризис: есть ли в нем что-то хорошее?

На модерации Отложенный

Повеселимся. Уже целый квартал кризис разрешает больше проблем, чем создает. На глобальном уровне до августа была смертоносная инфляция, маловероятно исправимая. В сентябре благодаря имплозии (направленному внутрь взрыву - прим. перев.) Америки глобальный спрос круто упал, увлекая за собой цену на нефть и все, что с ней связано. Сейчас существует риск дефляции, а уже не инфляции (в среднем). Комбинированный эффект уменьшения цен и налогов в Америке и Европе скоро приравняется к фискальному стимулу примерно в 10 процентов для средних/низких доходов. Неплохо.

В геополитическом плане кризис инверсировал сценарий конца Запада и появления новых супердержав. Без глобальной буксировки американским локомотивом и европейским эти страны, зависящие от экспорта и цен на сырье, оказались в таком экономическом кризисе, что возможно предположить свержение их режимов.

Гениально: нам вместо того, чтобы заботиться о том, как удержать Китай, Россию, Иран, Венесуэлу и пр., достаточно создать хорошенькую депрессию, чтобы они рухнули, как карточный домик. Их внушающие страх суверенные фонды несут устрашающие потери.

Но главное преимущество пришло от банковского кризиса. Если бы он случился позже, то в мгновение взорвал бы гору сотен триллионов долларов. Неуправляемо. Но так, как это происходит на деле, в конце концов, будет стоить всего около пяти триллионов - пустяк - и воспрепятствует тотальному краху сектора.

В итоге, первые три кризисных месяца были продуктивными. А следующие?

Зависит от того, когда возьмет старт Америка, и от того, будут ли новые дотации экономике. Америка придет в себя в июне, но с ростом, не достаточным для вытягивания остального мира. Финансовая индустрия продолжит оставаться в депрессии, и это вызовет нехватку капитала. Европа будет в застое, приговоренная своей неэффективной моделью, евро с риском растворения.

Чтобы сделать кризис продуктивным, необходимо использовать его как повод для трех инноваций:

(а) сцепить американский локомотив, находящийся на ремонте, с европейским, пусть и разломанным, локомотивом, создавая соглашение евро/доллар, даже для того, чтобы спасти первый, и усиливая таким образом экономический центр планеты;

(б) регулировать финансы, но не заключая их в клетку, а для того, чтобы придать новые возможности в качестве рычага и этим вернуть капитал в состояние изобилия;

(в) спасти китайский, русский, иранский и пр. режимы, чтобы избежать милитаристских национализмов, но и обусловить их.

Обама, принимая во внимание команду, которую ему навязали, ведет эту линию, но может и предпочесть соглашение с китайцами: 'Пекин дать деньги, Обама сделать бум'. Европа тогда останется вне игры и в беде. Поэтому европейские правители должны быстро превратиться из сов или куриц в орлов.

Карло Пеланда