Кем же является Медведев: клоном, голограммой или рупором?

На модерации Отложенный

Дмитрий Медведев и Николя Саркози в эту среду встречались в Эвиане, в то время как российские войска постепенно выводятся из Грузии. Но является ли Медведев правильным визави для французского президента? Или он играет всего лишь второстепенную роль, находясь в тени премьер-министра Владимира Путина?

Этим летом во время войны в Грузии глава российского государства Дмитрий Медведев постигал военную науку без отрыва от производства. Перемены разительны. 'Президент 'надел костюм' Владимира Путина, - замечает Лилия Шевцова, политолог из Московского центра Карнеги. - Они похожи как две капли воды. Посмотрите, как он говорит - те же жесты, ты же выражения'. Тон также стал отчетливо более воинственным. Тем не менее, продолжает Шевцова, 'в исполняемом ими аргентинском танго ведет премьер-министр'.

Так как же функционирует высшая российская власть, двуглавая как орел, изображенный на гербе царской России, империи, которая уже тогда располагалась на двух частях света? Каков он, этот тандем, который образуют Дмитрий Медведев и Владимир Путин, его премьер-министр и предшественник? Являются ли они сплоченной командой? Учителем и учеником? Или парой потенциальных соперников?

'Вокруг Путина сформировалось некое подобие 'семьи', - считает Ольга Крыштановская, руководитель центра изучения элиты института социологии РАН. - В ней есть старшие братья, например, заместитель премьер-министра Сергей Иванов, который, как и Путин, ранее был офицером КГБ. Что же касается Медведева, то он занимает место приемного сына. У Путина есть две дочери, но он, по словам хорошо знающих его людей, всегда хотел мальчика. Со стороны Медведева было бы полным безумием противоречить премьер-министру: это повредило бы его же интересам'.

Они стали похожи как две капли воды

Разница, которая еще несколько месяцев назад была разительной, размывается. По существенным вопросам их взгляды совпадают, исключение составляет разве что очевидное предпочтение, которое отдает Путин 'национальному капитализму', контролируемому находящейся у власти кастой и ее союзниками. 'Оба руководителя вместе приняли решение о военной операции, в узком кругу, практически тет-а-тет', - сказал информированный источник, попросивший не раскрывать его имя. Затем они обвинили Вашингтон в поставках вооружения Грузии и спровоцировали Тбилиси атаковать Южную Осетию. Большинство россиян рукоплескало: 67% населения отрицательно относится к США, и 39% - к Европе, как показывает недавний опрос общественного мнения, проведенный независимым Левада-центром.

Евросоюз, который Москва считает слабым, нерешительным, поддающимся на манипуляции и разобщенным, является формированием, чье функционирование российские официальные лица делают вид, что не понимают, это позволяет им демонстрировать свое превосходство. Медведев и Путин восприняли как победу тот факт, что ЕС решил не вводить санкции против России. 'В любом случае они дали бы только один эффект - помогли бы московским 'ястребам' превратить Россию в укрепленный лагерь', - отмечает Лилия Шевцова. Правда, попустительство Николя Саркози не менее опасно. 'После соглашения о прекращении огня, подписанного 12 августа, - продолжает она, - правящий тандем постоянно испытывал пределы терпения Запада'. Надо отметить, весьма успешно.

Согласно близким к власти стратегам и политологам, самым модным сейчас является тезис о необратимом закате американской державы, застрявшей в Ираке, Афганистане и подорванной крахом своего спекулятивного капитализма. Когда госдепартамент США запоздало выразил протест против вторжения в Грузию, Путин заявил во всеуслышание, что Россия никогда не подвергнется международной изоляции. Его преемнику в Кремле не страшны никакие карательные меры: 'Нас ничем не испугаешь'. Даже 'холодной войной', утверждает он, если, конечно, Запад захочет рискнуть. А еще он отстаивает право России на регионы, в которых находятся ее 'привилегированные интересы', и где Москва хочет сохранить исключительное преимущество.

Позиция на международной арене


'По мнению элиты, да и Медведев считает так же, - говорит Лилия Шевцова, - Россия не может существовать без своей зоны влияния. Цель - воссоздать не СССР, а некое подобие империи. Это - стратегия, которая бытовала в XIX- начале ХХ веков, она не может быть долгосрочной. Кремль в определенном смысле отдает себе в этом отчет, но делает все возможное, чтобы максимально продлить ее срок жизни'. Глава государства и его премьер-министр априори отвергают любое дальнейшее расширение НАТО, думая скорее о том, как бы его оттеснить. Медведев с этой целью предложил разработать и подписать договор об общеевропейской безопасности.

Министр иностранных дел России Сергей Лавров всячески продвигает эту идею, правда, безуспешно. 'Это - пустой орех', - полагает один европейский дипломат.

Кем же является президент? Клоном? Голограммой? Рупором? 'Глава государства не выходит за рамки, очерченные режиссером, а именно - Владимиром Путиным', - говорит Ольга Крыштановская. За этим следит президентская администрация. Ее состав с момента передачи власти почти не изменился. Социолог отмечает, что из пятидесяти чиновников, занимающих самые важные посты, 84% остались на месте. Речи президенту пишут Джахан Поллыева, Наталья Тимакова и ее сотрудники, они же готовили выступления Путина. Тот вносил в них личные штрихи. 'Медведеву не присуща колкость Путина. Он оставляет текст в изначальном виде'.

Однако президент старается, это относится и к словарю, и к одежде. Он назвал своего грузинского коллегу 'политическим трупом' и 'ублюдком'. Он с издевкой говорит о 'фантомных болях' стран Балтии, одержимых, по его мнению, вымышленной российской угрозой . . . 'Политически корректный' тон его первых выступлений остался в прошлом. Когда-то он признавал только костюмы и безупречно завязанные галстуки, а отныне следует примеру своего ментора.

В Оренбургской области Медведев в камуфляжной форме следил в бинокль за военными учениями, а на военной базе на Камчатке он в морской форме осматривал "Святой Георгий Победоносец", атомную подводную лодку, построенную 30 лет назад. Президент пообещал застывшему в парадном строю экипажу, что финансовый кризис нисколько не повлияет на его планы по модернизации Вооруженных Сил. 'У нас есть достаточное количество материальных ресурсов и интеллектуальных ресурсов, чтобы в этом плане не зависеть ни от кого'.

Это не так, считает военный аналитик Павел Фельгенгауэр. 'Россия не производит беспилотники, - напоминает он. - Ее 20 000 танков не оснащены тепловизорами, а, значит, не могут вести боевые действия в темное время суток - пришлось заключать контракт на их поставку с французской компанией Thales'. Несмотря на победу над Грузией, российские военные сделали ряд горьких открытий об отсталости своего вооружения.

Сохранить зону влияния

Генерал Владимир Поповкин, недавно назначенный начальником вооружения Вооруженных сил РФ, прямо рекомендует закупать западные технологии. 'В этой области, - считает Фельгенгауэр, - сотрудничества избежать невозможно. Однако кое-кто из армейского руководства желает конфронтации с Западом в надежде получить дотации'. Владимир Путин недавно объявил об увеличении в 2009 году оборонного бюджета на 25,7%, что равняется приблизительно 51 миллиарду долларов против 40 в 2008 - а к 2011 году рост оборонного бюджета превысит 45%.

Ранее приоритетом Дмитрия Медведев было обновление страны и ее инфраструктуры. Успешное проведение реформ, которые так долго откладывались. И построение свободного и справедливого общества, о чем он говорил в июне с.г., основанного на правах человека, свободе выражения и СМИ, и, конечно же, верховенстве закона.

Глеб Павловский, который уже 12 лет является советником президентской администрации, как-то упомянул о существовании в Кремле 'партии войны', которая ратует за войну с Грузией. Эта формулировка наделала много шума. 'Это была метафора, - сказал он. - Война упрощает позиции. Для некоторых, так намного удобнее. А программа модернизации страны означает усиление контроля и ответственность за достигнутые результаты. Теперь мы ждем, чтобы глава государства вернулся, осмелюсь сказать, с фронта, чтобы приняться за эту задачу'. Павловский умело дает понять, что Дмитрий Медведев был ошарашен отказом Вашингтона повлиять на Тбилиси в ночь с 7 на 8 августа с.г., чтобы грузины прекратили обстрел Южной Осетии. Зато он с осуждением отозвался о кампании с расистским привкусом, которую западные СМИ развязали против России. И вот его заключение: сегодня в России 'два полюса власти, а значит больше плюрализма'. Разве может кому-то это прийтись не по душе?

2 октября ПАСЕ осудила действия России в Грузии и призвала аннулировать признание Москвой независимости Абхазии и Южной Осетии. Пока же стартующая 15 октября международная конференция в Женеве, которая посвящена этим сепаратистским регионам Грузии, не вызывает оптимизма. Из-за постоянных разногласий с Россией она сведена до 'уровня экспертов'. А кроме того глава французского государства, предложивший сроки конференции, упустил из вида, что в тот же день начинает свою работу Совет Европы . . . Экая незадача.

Силвен Паскье, Алла Шевелкина