Правительство России признало, что кризис будет долгим

На модерации Отложенный

Российское правительство на заседании 9 апреля рассматривало доработанную в ходе общественного обсуждения программу антикризисных мер. Первым очевидным результатом этой широкой дискуссии, длившейся со дня рождения этого документа 19 марта, стало его существенное увеличение в объеме. Главное же изменение - признание правительства в том, что кризис будет долгим.

Углубляется кризис - совершенствуется программа борьбы с ним

Проект доработанной антикризисной программы с учетом мнений граждан России, экспертов, представителей партий, общественных и политических организаций появился на правительственном сайте еще в понедельник 6 апреля. В этот день премьер-министр России Владимир Путин выступал в Госдуме с отчетом о результатах работы правительства в 2008 году, плавно перешедшим в анализ текущей ситуации и планах вплоть до 2011 года. Поэтому очевидно, что, выступая в Госдуме, премьер опирался на уже модернизированный вариант антикризисной программы и озвучил целый ряд ее положений.

Сам же документ - «Программа антикризисных мер правительства России на 2009 год» - существенно увеличился в объеме в основном за счет более подробной расшифровки уже имевшихся в старой версии мер.

В новой версии антикризисных мер имеются и принципиальные изменения по сравнению с первоначальным вариантом. Так, правительство впервые официально признает, что велика вероятность того, что кризис будет продолжительным.

В антикризисной программе также появились некоторые намеки на то, какую картину в экономике правительство ожидает увидеть к концу 2009 года. В частности, указывается на то, что для повышения устойчивости национальной финансовой системы правительство и ЦБ будут стимулировать консолидацию в банковской сфере и формирование крупных финансово устойчивых банковских структур.

Более того, в новой версии программы делается допущение, что в случае углубления кризисных тенденций возможно наращивание доли проблемных активов в банковской системе. Причем, для решения этой проблемы правительство уже зарезервировало необходимые средства.

В доработанной версии документа удалось снять ряд явно пролоббированных рядом промышленных групп пунктов. Транспортный комплекс не получил, согласно новому тексту, обещания возмещения из бюджета части затрат на уплату лизинговых платежей за воздушные суда российского производства. Предложение об освобождении ряда инвесторов от уплаты импортной пошлины на круглый лес также вычеркнуто из нового варианта программы.

Что касается социальной политики, то пришлось пожертвовать пунктом, который обещал до окончания кризиса с особой осторожностью подходить к регулированию тарифов на ЖКХ, транспортные перевозки, электричество, тепло и газ для населения. Действительно, о какой осторожности можно говорить, если правительство планирует увеличивать в течение ближайшие трех лет тарифы ЖКХ для граждан на 18-20% ежегодно.

Борьба с кризисом нарастает - прогнозы расходятся все больше

Идея вынести программу антикризисных мер на широкое обсуждение уже привела к тому, что чиновники самого высокого ранга и эксперты предлагают все больше антикризисных новаций, при этом все более расходясь как в оценке продолжительности кризиса, так и наборе самих антикризисных мер.8 апреля в ходе целого ряда одновременно прошедших в разных местах экономических дискуссий был озвучен целый спектр антикризисных мер, порой противоречащих друг другу. Кроме того, совершенно очевидным стало, что нет никакой ясности даже в том, в какой стадии сейчас находится кризис: правительственные чиновники говорят то о предстоящем росте через несколько месяцев или хотя бы к концу 2009-го, то о стагнации в 2010 году и продолжении кризиса в течение трех лет.

Наиболее серьезные инициативы выдвинул на встрече с руководством партии «Единая Россия» президент Дмитрий Медведев. Так, он предложил внести поправки в закон «О банкротстве», которые препятствовали бы разорению крупных строительных компаний. Кроме того, президент заявил, что считает допустимым в рамках особого подхода госрегулирование ставок по банковским кредитам на полгода – год, по всей видимости, считая их слишком завышенными.

А помощник президента по экономическим вопросам Аркадий Дворкович на конференции в Высшей школе экономики (ВШЭ), заявил, что нынешний (т.е. высокий уровень процентных ставок по кредитам, закладываемый ЦБ РФ посредством своей ставки рефинансирования) является обоснованным, так как вызван сложностью с прогнозированием банковских рисков. Но присутствовавший там же в ВШЭ первый зампред ЦБ Алексей Улюкаев сообщил о возможном снижении в течение месяца ставок по инструментам рефинансирования банков.

Впоследствии в течение дня первый вице-премьер Игорь Шувалов попытался дезавуировать идею о прямом регулировании кредитного рынка, назвав ее «крайней мерой».

Помимо этого, Шувалов объявил адаптацию российских компаний к кризисной ситуации состоявшейся и пояснил, что после адаптации компании могут получить поддержку, а трехлетний период кризиса будет использован правительством для проведения структурных реформ. Стоит напомнить, что буквально пару недель назад Шувалов придерживался той точки зрения, что Россия уже находится в процессе прохождения дна кризиса.

Также первый вице-премьер заявил, что правительство может предусмотреть инструменты выкупа «токсичных» (по-русски - проблемных) активов с балансов финансовых структур и даже вернуться к идее «банка плохих активов», явно позаимствованной у администрации президента США Барака Обамы.

Глава Сбербанка Герман Греф напомнил, что именно он еще в октябре спрогнозировал падение ВВП в 2009 году на 4% и потерях банковских активов в 18,7%, в которые никто не верил. 8 апреля он предрек «длинное и мучительное» восстановлении отечественной экономики по итогам кризиса.

Ему вторил замглавы Минэкономразвития Андрей Клепач, сообщивший о возможной стагнации в экономике в 2010 году, или минимальном росте в 0,5-1%.

Самым оптимистичным был зампред ЦБ Улюкаев: пик кризиса пройден, экономика уже совершила жесткую посадку и самое плохое позади.

Из всего разнобоя вышеприведенных высказываний можно сделать только один вывод - процесс усовершенствования антикризисного плана правительства будет продолжаться. Также приходится констатировать, что при всем обилии предлагаемых антикризисных мероприятий их авторы не в состоянии гарантировать, дадут ли они позитивный эффект.

Правда, в оправдание российскому правительству можно привести тот факт, что как отечественные, так и зарубежные антикризисные меры основываются на одном основном механизме - заливании финансового пожара деньгами правительства и ЦБ. Суммы, направления и особенности выделения этих средств по странам отличаются, причем довольно сильно. Тем любопытнее будет, в конце концов, узнать, чей путь к выходу из кризиса окажется короче и эффективнее.