Почему России можно не бояться своих оппонентов?

На модерации Отложенный

Всеобщее внимание приковано к Олимпиаде. Споры в ходе избирательной кампании служат главной темой для СМИ. Два кандидата в президенты и президент-'хромая утка' высказываются по вопросам внешней политики. Неудивительно, что Владимир Путин решил, что при таких обстоятельствах самое время вторгнуться в Грузию.

Видимо, российский премьер-министр очень хорошо знал, что делает, предполагая, что на Западе этого никто не знает. И он был прав. Наши эксперты и политики не могут ухватить главного, изображая Путина то злодеем, то жертвой, то патриотом, то тираном - и не только.

Неоконсерваторы: Мы должны заставить Россию заплатить ужасную цену за этот подлый удар по демократии. Наша политика поддержки либеральных режимов в бывших советских республиках, предусматривающая интеграцию в Европу и отношения с НАТО, была здравой, и нельзя позволить Путину помешать ее проведению.

Итог: Сформировать вокруг России кольцо демократических стран, пока она не прозреет и не превратится по их образцу в конституционное государство.

Палеоконсерваторы: Путин всего лишь защищает законные национальные интересы на рубежах своей страны, которые, на самом деле, не противоречат нашим. Нужно восхищаться тем, как старый грубиян заботится о бизнесе. Неоконсерваторы - а на заднем плане также, безусловно, израильтяне - спровоцировали этого крикливого грузинского денди Саакашвили на то, чтобы засунуть голову в петлю - так, что этого повешения он заслужил.

Итог: Нам нужно заключить сделку с нашим естественным союзником Путиным о том, что не будем вмешиваться в сферы влияния друг друга - и пусть каждый поступает по собственному усмотрению с этими жалкими мелкими нарушителями спокойствия.

Реалисты: Не дразните медведя. Нам нужно определить свои стратегические интересы в регионе. Может быть, мы можем защитить Восточную Европу, прибалтийские республики и Украину - но только если признаем, что Грузия не входит в уравнение. Нам нужно выйти из салуна с пистолетами в руках и постараться максимально спасти лицо.

Это напоминание о том, что мы забыли о роли чести и страха в международных отношениях, толкая слабые бывшие советские республики на вступление в западные ряды и беспричинное унижение России.

Итог: Не давайте обещаний, которых мы не можем выполнить, чтобы не снова не попасть в беду!

Левые: Односторонние превентивные действия Путина аналогичны нашим в Ираке. Признание им независимости Южной Осетии ничем не отличается от признания нами отколовшегося Косово. Поэтому Америка ничем не лучше. Российское нападение является моральным эквивалентом свержения Америкой тирана Саддама Хусейна, которое она совершила потому, что ей так захотелось. В любом случае, все дело в Большой Нефти - это та же компания, что Буш, Чейни, Halliburton и пр.

Итог: Еще одна давно заслуженная взбучка для Американской империи.

Либеральный мейнстрим: Каждая сторона в чем-то виновата. Мы понимаем тяжелое положение Грузии, но с сочувствием относимся и к России, столкнувшейся с непростой дилеммой. Нужно консультироваться с ООН, привлекать Европейский Союз и побуждать к действию европейскую дипломатию. Многостороннее сотрудничество стран НАТО в Афганистане может стать для нас образцом.

Итог: Добиться того, чтобы международные институты не путали способную к сопереживанию Америку с ковбоем Джорджем Бушем.

Европейцы: Задать приоритеты! 1) Не ставить под угрозу поставки газа из России и торговые отношения с нею; 2) Избегать конфронтации в любой форме; 3) Принять меры с тем, чтобы Буш не совершил какую-нибудь глупость, из-за которой мы втянемся слишком глубоко, однако сделал, по крайней мере, что-то, чтобы мы не остались на слишком большом расстоянии.

Итог: К счастью, от Берлина и Парижа до Тбилиси далеко!

Остальная Америка: Боже мой, Путин действует как Брежнев! Но нам говорили, что он просто хочет демократизировать и реформировать Россию, интегрироваться с НАТО и ЕС и помочь нам в борьбе с радикальным исламом! Так почему же он разозлился, когда Грузия просто захотела сделать то же самое, что, как мы думали, делал он? Этот вероломный человек был с нами нечестен!

Итог: Что же теперь?

Чем больше Россия обещает выйти из Грузии, тем больше кажется, что она намерена там остаться. Почему? Возможно, Путин рассчитывает на то, что мы будем более растерянны и противоречивы или более рассержены на себя самих, чем на него, за его последнюю агрессию. И похоже, что, с учетом нашей неспособности говорить единым голосом, он абсолютно прав.

Виктор Дэвис Хэнсон (Victor Davis Hanson)