Почему Facebook скоро придет конец?

На модерации Отложенный

Надежда Силиконовой Долины, стартап, который, как все полагали, станет вторым Google, чье первое публичное предложение акций должно было привести к золотой лихорадке на рынке ценных бумаг, гибнет на глазах.

Почему так происходит? Взглянем хотя бы на его основателя, Марка Цукерберга (Mark Zuckerberg). Что-то он не справляется со своими обязанностями. Как любят повторять представители Facebook, положение компании несколько «сложное». Она принесет 300-350 миллионов долларов годового дохода в 2008-м. (Во многом это стало возможно благодаря неплохой рекламной сделке с Microsoft.) Но оценка фирмы в 15 миллиардов долларов подразумевает гораздо лучшие перспективы (которые, однако, могут никогда и не стать реальностью). Самый серьезный симптом «болезни» стартапа – отток талантливых техников.

В условиях Силиконовой Долины успех привлекает умных людей, которые в свою очередь приводят за собой подобных себе. Конечно, денежная компенсация манит их не меньше, но работа в отличном коллективе также многого стоит. То есть, великие умы налаживают друг с другом связи и формируют своеобразную социальную сеть между собой. Когда же некоторые из них уходят, сеть расстраивается, а способность компании привлекать новые таланты утрачивается.

Именно поэтому планы технического лидера Facebook Дастина Московица (Dustin Moskovitz) покинуть компанию долгое время скрывались от публики. Цукерберг пытался уговорить соучредителя и своего соседа по комнате в колледже остаться. Другие же сотрудники во главе с главным операционным директором Шерил Сэндберг (Sheryl Sandberg) даже придумали план по предотвращению ухода Московица. Эти действия тут же были описаны на страницах Wall Street Journal: перемены в Facebook – это «эволюция, которую переживают молодые компании, особенно те, что работают в Силиконовой Долине». Так полагает пресс-агент Facebook Ларри Ю (Larry Yu).

Господин Сэндберг, который активно руководит пиаром компании, предпочел бы, чтобы публика думала, что беспорядки в социальной сети, связанные с его появлением – как раз и есть эволюция компании. На самом деле это совсем не так. Внутренняя политика, которую он проводит в фирме, разрушительна. Именно из-за нее многие умнейшие и талантливейшие сотрудники покидают коллектив Facebook. Список уволившихся включает гуру в работе с информацией Джеффа Хаммербахера (Jeff Hammerbacher), вице-президента по управлению продукцией Мэтта Колера (Matt Cohler), разработчика платформы Бена Лина (Ben Ling), а также и главного инженера Джастина Розенштейна (Justin Rosenstein). (Последний уходит вместе с Московицем.) Вице-президент Facebook по техническим операциям Джонатан Хейлигер (Jonathan Heiliger), похоже, станет следующим. Такое отступничество мало приятно, но винить во всем надо именно Марка Цукерберга.

Сам Цукерберг всегда представлялся основателем компании. А вот Московица или Криса Хьюза (Chris Hughes), который сегодня является главой онлайновой части предвыборной кампании Барака Обамы (Barack Obama),он, Цукерберг возвел в ранг соучредителей.

И ничего, что обычно те люди, которые вместе начинают создавать компанию, являются ее равноправными учредителями.

А вот мистер Цукерберг считает себя первым среди равных. Однажды он даже назвал Московица солдатом, находящимся в его полном распоряжении. Однако старые приятели по Гарварду забыли об этих оскорблениях, и Цукерберг заявил, что будет полагаться на советы Московица даже после его ухода.

Если Московиц на самом деле считал, что сможет руководить эволюцией Facebook, он бы остался в коллективе компании, не так ли? Цукерберг известен тем, что быстро охладевает к своим бизнес-фаворитам. Соучредитель пиринговой сети Napster Шон Паркер (Sean Parker) помог укрепить позиции Facebook в Силиконовой Долине, будучи президентом фирмы. Он работал только для того, чтобы потом исчезнуть из компании. Бывший главный операционный директор Оуэн Ван Натта (Owen Van Natta) вначале был в почете, но скоро попал в опалу. Даже Сэндберг, пока пользующийся благосклонностью Цукерберга, может быстро утратить ее. Сегодня исполнительный директор Facebook благоволит к Кристоферу Коксу (Christopher Cox), выпускнику Стэнфордского университета (Stanford), которому едва за двадцать. Последний был назначен главой отдела продаж. Поглядим, сколько продержится этот молодой человек в приближенных у Цукерберга.

Такое непостоянство можно ожидать от 24-летнего юноши, хоть и бизнесмена. Но это однозначно очень плохо для созданной им компании. К примеру, корпорация Yahoo начала процветать в самом начале своего существования благодаря партнерским отношениям генерального директора Тима Кугеля (Tim Koogle) и основателей фирмы Джерри Янга (Jerry Yang) и Дэйва Фило (Dave Filo). Триумвират владельцев Google и генеральный директор Эрик Шмидт (Eric Schmidt) усовершенствовали свое управление компанией: решения, принимаемые сверху, никогда не были односторонними.

А вот настаивание Цукерберга на титуле основателя позволяет предположить, что он всегда планировал руководить компанией сам по себе. На самом деле, это плохая идея. Со своей инстинктивной уверенностью в том, какой именно веб-сайт нужен пользователям, он попал точно в цель. Но сам исполнительный директор Facebook не имеет деловой хватки. В один из моментов, во время редизайна социальной сети, он предложил абсолютно избавиться от рекламных объявлений. Причина тому – гибель его иллюзий, связанных с баннерной рекламой и экспериментами Facebook с адресной рекламой.

Отыщет ли Цукерман когда-нибудь себе равного партнера, который поможет ему превратить социальную сеть в крупный и успешный бизнес? Дастин Московиц, возможно и не подходил на эту должность. Как не подходит теперь и Шерил Сэндберг.

Чтобы остановить отток талантливых техников из команды Facebook, Цукербергу понадобится тот, кто сможет осадить его – тот, кого он, несомненно, уважает, кто сможет подавить его самые худшие порывы. Если же этого не произойдет, Facebook просто перестанет существовать.