Как попасть в российскую больницу и остаться в живых?

На модерации Отложенный

По результатам многолетнего семейного наблюдения за несколькими московскими больницами могу сделать несколько замечаний. Не уверен, что они пригодятся людям из США или, например, Израиля, но для России это просто элементарная школа выживания.

За последние 20 лет с российскими врачами произошло несколько вещей:

а) они стали реже попадаться на своих местах;
б) прекратили бегать к каждому больному (фраза "мы его теряем" из американских сериалов, а не из российской действительности);
в) стали менее компетентными.
г) почти ничего не делают бесплатно.

То есть, если вы или ваши родственники попадете в российскую больницу, вам придется столкнуться с откровенным вымогательством, халатностью и большим количеством врачебных ошибок.

Как от этого защититься? Выясняется, что даже действия милиции и следственных органов проконтролировать и опротестовать проще, чем действия врачей.

Если первые, распоряжаясь вашей свободой и вашей жизнью, хотя бы теоретически опираются на опубликованные, доступные и понятные законы, то вторые полностью прикрыты максимой "врачу виднее" (представьте диалог: "За что арестовали моего клиента?" – "Прокурору виднее").

Формально, в Департаменте здравоохранения обязуются проводить проверку по каждой жалобе на недобросовестность медиков, существуют и общественные организации – например, Лига защитников пациентов, но все это, конечно, несерьезно. Как вы собираетесь доказывать, например, что человеку не добавили в капельницу инсулин, подняв сахар до 40? Знаете со слов медсестры, которая ставила капельницу? Ну так вам объяснят, что она такого не говорила. Как докажете, что реаниматолог, заметив кровотечение, должен был вызвать гастроэнтеролога сразу, а не через два дня?

Рецепт один – запомнить следующие пункты:

1) Медработнику гораздо легче погубить вас, убить или сломать жизнь, чем представителю силовых органов. "Как?! – вскричат многие, - ведь добрый доктор Айболит…". И будет прав: именно вера в доброго Айболита и защищает нас в общении с врачом. Больше – ничего. Почему, собственно, человек, который может совершенно безнаказанно "не заметить", что с вашими анализами пора в реанимацию сейчас, а не через полчаса, обязан вас спасать? Чиновник, силовик, коллега по бизнесу – погубят и не охнут, а эти – охнут и спасут?

Что б было с нашей психикой, если б не мифы…

(Примечание: мы здесь не рознь разжигаем. Поэтому тех, кто не верит, что в милиции сидят именно "менты", а в больницах – "убийцы в белых халатах" я разубеждать не буду. Если для кого политкорректность дороже собственного здоровья – флаг ему в руку).

2) Избавившись от предрассудков насчет "самой благородной в мире профессии", можно переходить к следующему грустному открытию: большинство медперсонала не соответствует занимаемым должностям (прежде чем возмущаться, вспомните, много ли вам в последние годы попадалось профессионалов в остальных отраслях? ну так в медицине – кто бы мог подумать! – то же самое). Однако не все так плохо: вы не можете сделать врачей более компетентными, но вы можете хотя бы заставить их работать. А для начала

3) найдите среди родственников человека, который будет вести дела больного, как адвокат ведет дело подследственного.

4) Узнав диагноз, покопайтесь часа два в интернете. За это время вы узнаете об интересующем диагнозе едва ли не больше, чем реально знает о нем среднестатистический врач. Никаким "тайным знанием" средний врач не обладает. Он рассуждает примерно как компьютерная программа: при отеке Квинке адреналин 0,3-0,5 мл 0,1% раствора подкожно; и т.д. всего восемь пунктов и один дополнительный. Никто не мешает вам найти тот же или аналогичный справочник и задаться вопросом, а потом спросить кого следует: почему вместо адреналина врачи начали вводить внутривенно какой-нибудь глюконат кальция.

5) Фиксируйте каждое действие медперсонала. Если вы, задав вопрос, хотя бы достанете блокнот и черкнете там закорючку, эти негодяи уже будут смотреть на вас иначе и начнут "включать голову" подходя к вашему больному.

6) Фиксируйте и все свои "ходатайства" к врачам, чтобы всегда можно было в присутствии дежурного врача или медсестры раскрыть блокнот и поинтересоваться, почему больному дали именно то лекарство, об аллергии на которое вы лично два дня назад предупреждали лечащего врача.

7) Ведите себя уверенно, лучше – агрессивно. Требуйте. Не считайте, что врач делает вам одолжение. Не стесняйтесь: они ведь и сами так любят рассказывать нам о врачебном долге.