Будут ли мстить за Сулима Ямадаева его родственники?

На модерации Отложенный

Если и был некий заранее спланированный сценарий физического устранения братьев Ямадаевых, то работал над ним человек с серьёзной драматургической подготовкой, не иначе. Что недавнее убийство Руслана среди бела дня в центре Москвы, что расправа с Сулимом в Арабских Эмиратах – оба происшествия со стороны выглядели трагикомедией или фарсом, но никак не классической постановкой в духе «Крёстного отца». Ощущение такое, что нам с вами не только дали возможность оценить изощрённую режиссуру, но и сделали более чем толстый намёк в сторону заказчика преступления. Мол, мы-то с вами понимаем, кому это было выгодно стереть с лица земли Руслана и Сулима Ямадаевых, да ещё с такой показательной драматургией. Так кому же всё-таки было нужно избавиться от братьев и как все эти события могут повлиять на тех или иных персонажей из чеченского руководства, разбирался корреспондент «Нашей Версии».

Две недели назад президент Чечни Рамзан Кадыров предложил федеральному правительству считать перманентную контртеррористическую операцию в республике оконченной. Мол, боевики-сепаратисты уничтожены, а те жалкие несколько человек, что продолжают скрываться в горах, не имеют единого командования, а значит, не могут считаться организованными преступными группами. Так, самодеятельность какая-то. В общем, нужно на федеральном уровне признать, что в Чечне отныне всё спокойно, вывести за пределы республики остатки федеральных подразделений МВД и ФСБ России и во всём остальном довериться верному Рамзану. А ещё спустя неделю в Дубае прозвучал контрольный выстрел, сразивший Сулима Ямадаева.
 
Говорят, что два Героя России, Рамзан Кадыров и Сулим Ямадаев, поссорились из-за того, что два их автомобильных кортежа не смогли разъехаться на узкой горной дорожке. На почве того, у кого кортеж длиннее и кто кого, таким образом, должен пропустить, возникла автоматная стрельба. И старой дружбе двух героев пришёл конец. История красивая, и в ней есть чисто кавказский колорит: вот, мол, два горных орла не смогли ужиться в одном небе.
 
На самом деле прозы было больше, нежели романтики. Во-первых, у братьев Ямадаевых и Рамзана был примерно равный политический вес в республике, их тейпы по богатству и влиятельности были вполне сопоставимы – в отличие от других чеченских кланов. Те признавали превосходство кадыровского и ямадаевского кланов и в их межтейповые разборки никогда не лезли. Во-вторых, оба тейпа контролировали примерно равный объём московского бизнеса: игорные заведения, торговлю спиртным и бензином, это если брать только, скажем так, легальный контент. Другими словами, конкурировали за власть и влияние в Чечне только два клана.
 
Сулим Ямадаев в первую чеченскую был одним из самых молодых полевых командиров – ему было всего 21 год! А в 22 он уже командовал Гудермесским фронтом, став самым молодым бригадным генералом. Во вторую чеченскую Сулим Ямадаев проявил скорее не боевые, а дипломатические навыки: в 1999 году братья Ямадаевы без боя сдали федеральным войскам Гудермес, который они контролировали, и перешли на сторону федералов. Дальнейшая карьера шла как по маслу: в 2002 году Сулим Ямадаев был назначен заместителем военного коменданта Чечни, в 2004-м стал командующим батальоном «Восток», а в 2005 году его вместе с братьями Русланом и Джабраилом представили к званию Героя России.
 
А дальше пути Фортуны и тейпа Ямадаевых почему-то разошлись. В 2005 году «Восток» обвинили в зачистке чеченской станицы Бороздиновской, где подчинённые Ямадаева сожгли несколько домов, убили одного человека, а ещё 11 похитили. У Сулима начались неприятности, но, поскольку «Восток» подчинялся непосредственно ГРУ Генштаба, историю замяли, чтобы не портить отношений. Однако выводов Сулим не сделал, наоборот, безнаказанность его ещё больше подстегнула: осенью 2006 года братья вмешались в конфликт завода «Самсон» и фирмы «Салолин» в Санкт-Петербурге. Бойцы «Востока» силой заставили гендиректора завода отказаться от него в пользу «Салолина». Снова возбудили уголовное дело в отношении Сулима Ямадаева и снова его закрыли, якобы по примирению сторон.
 
После того как президентом Чечни стал Рамзан Кадыров, началось последовательное вытеснение федеральных боевых подразделений за пределы республики. Мол, они творят беззаконие и дестабилизируют обстановку. Отчасти это было правдой, ведь события, подобные тем, что происходили в Бороздиновской, повторялись не раз и не два. В общем, кончилось тем, что Рамзан Кадыров обвинил командование «Востока» в причастности к похищениям людей и убийствам и в мае 2008 года Сулима Ямадаева отстранили от командования батальоном. Чуть позже Ямадаев был объявлен в розыск прокуратурой Чечни по делу об убийстве 10-летней давности – видимо, ничего более наглядного просто не нашлось.
 
Тут бы Ямадаеву и смириться, ведь ему явно дали понять, на чьей стороне сила. Но не в кавказских традициях вот так взять и признать своё поражение. В августе прошлого года находящийся в федеральном розыске Сулим Ямадаев на глазах у журналистов вместе с батальоном «Восток» воюет против Грузии в Южной Осетии. Воюет заметно, телевизионщики то и дело дают в эфир репортажи о том, как грузины бегут с позиций, лишь заслышав о том, что против них выступает отряд Сулима.

Но и геройство Ямадаева не спасло: 21 августа Сулим был уволен в запас в звании подполковника, а батальон «Восток» переформирован и окончательно подчинён Кадырову.
 
После того как в конце сентября прошлого года на Смоленской набережной в Москве неизвестный расстрелял «Мерседес», за рулём которого находился Руслан Ямадаев, Сулим уехал за границу. Перед отъездом он публично объявил, что не верит в причастность к убийству нынешнего руководства Чечни и лично Рамзана Кадырова. Одни истолковали эти слова как отказ от борьбы за власть и влияние – слишком уж громко произнёс их Сулим, практически на всю Россию. Другие увидели в этих словах попытку спасти оставшихся в Чечне родственников. Как было на самом деле, мы вряд ли теперь узнаем. Покинув Россию, Ямадаев обосновался в Эмиратах и арендовал квартиру в элитном жилом комплексе Jumeirah Beach Residence на имя некоего Сулеймана Мадова. А неделю назад на автомобильной парковке рядом с домом нашли его тело, изрешечённое пулями. В барсетке Ямадаева лежали документы на имя Мадова.
 
Дальше началось самое интересное. Мадова-Ямадаева везут в военный госпиталь, там оперируют, а здание берут под особую охрану. Двое вооружённых полицейских в палате, ещё шестеро – в коридоре рядом с палатой. И в остальных коридорах госпиталя ещё по два вооружённых полицейских. Дело было в субботу. А в понедельник в местной прессе появляется сообщение о том, что Ямадаев от полученных ран скончался. Охрану частично снимают, но через несколько часов представитель администрации госпиталя выходит в эфир одного из местных телеканалов и сообщает, что «подполковник Мадов» перенёс операцию и находится в тяжёлом состоянии. Но охрана снята.
 
Далее следует пауза длиной в сутки, а во вторник глава полиции Дубая генерал Дахи Хальфан Тамим лично сообщил генконсулу РФ в Дубае и северных эмиратах Сергею Красногору, что Герой России экс-командир батальона «Восток» скончался: «Он был застрелен и умер мгновенно на месте», – заявил генерал-майор. Нестыковочка, однако. Кого же тогда оперировали и кого охраняли несколько полицейских подразделений? И где, собственно, труп?
 
А трупа-то и нет. Есть могила на кладбище в Дубае, где Сулим мог быть захоронен. Факт похорон подтверждает Рамзан Кадыров. Но родственники Ямадаева не провели положенных поминок и как-то подозрительно быстро покинули Дубай. Дальше больше. В семейном доме Ямадаевых в Гудермесе так и не открывали ворота, что принято делать в случае смерти одного из мужчин в обязательном порядке. В родовой мечети Ямадаевых, там же, в Гудермесе, не было замечено необходимых в таких случаях обрядов, а родственники Ямадаевых в городе утверждают, что о смерти Сулима им ничего не известно. Но главное – ворота. Спросите любого чеченца, что именно это может означать, и получите один-единственный ответ: не открывали ворота, значит, никто не умирал. А открывать их просто так, без повода, было бы дурным знаком. Или родственники Сулима были вынуждены подчиниться указанию «сверху» не нагнетать обстановку?
 
 «Сулим Ямадаев похоронен два дня назад в Дубае его братом Исой. Это подтверждает сам Иса», – процитировал Интерфакс Рамзана Кадырова. Могила находится на кладбище «Аль-Коуз» в 93-м ряду и имеет 16-й номер. Но Иса ещё во вторник утверждал, что Сулим жив и постепенно приходит в себя после операции. То же самое говорила и жена Сулима Милана. Во вторник, когда глава полиции Дубая уже сообщил генконсулу России о смерти Ямадаева! А в среду супруги Иса и Милана покинули Эмираты и перестали отвечать на телефонные звонки журналистов.
 
На самом деле не столь важно, жив Сулим или нет. Известно одно: в Чечне он в ближайшее время не появится совершенно точно. Нет трупа – нет кровной мести, тейп избавлен от необходимости искать убийцу и готовить вендетту. Члены клана не станут претендовать на то место во власти, на которое претендовали братья Ямадаевы. Тейп лишился влияния, ведь нити большинства связей держали в руках Сулим и Руслан.
С кланом Кадыровых формально конкурировать больше некому. Вся власть в республике, всё богатство и влияние, политический вес и управленческие нити – всё сосредоточено в одних руках. Но означает ли это, что о напряжённости в Чечне теперь можно забыть?
 
Впрочем, по подозрению в причастности к расстрелу Ямадаева задержаны семь человек с нечеченскими фамилиями – Долгополов, Миронов, Мусияка и Горбатый. За убийством стоит организованная преступная группировка – вот что удалось выяснить полицейским. Отрабатывается и версия об арабском следе: ОАЭ граничит с Саудовской Аравией, уроженцем которой является известный террорист Абу аль-Валид, воевавший на стороне чеченских боевиков и уничтоженный бойцами «Востока». Ямадаев получил Золотую звезду Героя именно за эту операцию. Правда, законы кровной мести чтят далеко не все саудиты, так что версия эта весьма слабенькая. Но вполне сгодится, если не задавать тот самый вопрос: кому выгодно?